Королева игрушечного фортепиано Маргарет Ленг Тан впервые в Москве

20.09.2019
Королева игрушечного фортепиано Маргарет Ленг Тан впервые в Москве

Концерт легенды авангарда, выдающейся пианистки из Сингапура Маргарет Ленг Тан откроет II Международный фестиваль актуальной классики Re:Formers 1 ноября в Московской консерватории. Программа «Миниатюра встречается с монументальностью», которая исполняется на рояле, «игрушечном» фортепиано и других миниатюрных инструментах впервые прозвучит в России.

Маргарет Ленг Тан называют «королевой» и «Рубинштейном игрушечного фортепиано», звездой американского авангарда XX века. Используя театральные и хореографические приемы и разнообразный реквизит, Тан принесла в экспериментальную музыку элементы шоу. Она регулярно выступает на международных фестивалях и лучших площадках мира, в том числе Линкольн-центре и Карнеги-Холле. Родившись в Сингапуре, Тан была первой женщиной, получившей докторскую степень в Джульярде, затем ее наставником стал Джон Кейдж. Активное сотрудничество между ними продолжалось с 1981 года до его смерти, Тан получила признание как одна из самых выдающихся интерпретаторов музыки Кейджа. После смерти композитора в 1992 году она была выбрана главным исполнителем на 45-й Венецианской биеннале, посвященной его памяти. Кроме того, она является одной из любимых исполнительниц Джорджа Крамба, для которой он написал свой знаменитый фортепианный цикл «Метаморфозы».

Тан проявляет живой интерес к музыкальному потенциалу нетрадиционных и малоиспользуемых инструментов, и в 1997 году ее новаторский компакт-диск «Искусство игрушечного фортепиано» превознес скромное игрушечный инструмент до статуса настоящего. Тан, безусловно, первый в мире профессиональный пианист-виртуоз, играющий на этом необычном инструменте. Ее творческое любопытство распространилось и на другие игрушечные инструменты, подтверждая фразу Марселя Дюшана: «плохие инструменты требуют лучших навыков». По словам ведущих мировых музыкальных критиков, «Тан отважилась смешать культуру детсада с серьезностью музыкального модернизма века… но эта концепция на зрелищном уровне сработала восхитительно».

В программу московского концерта войдут фортепианные пьесы Генри Коуэлла, исполняемое на шарманке нежное произведение «Карусели» Филлиса Чена, сочинение Тоби Твиннинга «Американец в Буэнос-Айресе» для фортепиано и игрушечного фортепиано и другие музыкальные пьесы. Концерт будет сопровождаться нехарактерной для классической музыки зрелищной частью. При исполнении произведений Эрика Грисволда «Желтая подводная лодка старого Мака» и Рафаэля Мостела «Этюд сверкающей звезды» публика увидит полный арсенал игрушек и игрушечных инструментов Маргарет, а когда она заиграет пьесу Джеймса Джослина «Посвящение Эноле», в буквальном смысле «черт выскочит из табакерки».

Во втором отделении пианистка из Сингапура исполнит цикл пьес-фантазий «Метаморфозы» Джорджа Крамба, написанный автором по мотивам работ Пауля Клее, Ван Гога, Марка Шагала, Василия Кандинского и других художников специально для Маргарет. Это произведение подразумевают не только виртуозное владение техникой игры на фортепиано, но и извлечение звуков непосредственно из деки инструмента, а также «пение» исполнителя.

Всего в рамках II международного фестиваля актуальной классики Re:Formers с 1 ноября по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоятся более 7 концертов лучших исполнителей со всего мира. Главная тема фестиваля в 2019 году – соединение музыки и других видов искусств, в том числе литературы и живописи.