Как известно, 2019 год объявлен годом музыки Великобритании и России, и одним из самых оригинальных, ярких, даже несколько дерзких и фантастических проектов стал вновь созданный симфонический оркестр под названием «Бриттен-Шостакович». Необычное название! Но вспомним историю: два величайших композитора XX века долгие годы были знакомы, дружили, восхищались творчеством друг друга.
И теперь дирижер Ян Латам-Кениг – англичанин, ставший немножечко русским (ведь с 2011го по нынешний год он руководил оркестром театра «Новая опера») – создал молодежный оркестр, который весь сентябрь дает концерты в городах России (от Сочи до Москвы) и Великобритании (от Ноттингема и Эдинбурга до Лондона). С первых же выступлений – в Большом зале Московской консерватории, Петербургской филармонии публика была поражена стильной, слаженной игрой, отменным балансом, невероятным драйвом, который исходил от нового коллектива. И встречала ребят стоячими овациями, что вообще-то в наших столицах встречается нечасто. И правда, удивительно: как эти 86 молодых музыкантов из разных консерваторий, колледжей и Академий из Уэльса, Ростова, Лондона, Москвы etc. сумели так быстро притереться, прислушаться друг к другу? Играли музыку композиторов обеих стран – Рахманинова, Прокофьева, Чайковского, Воан-Уильямса, Элгара, ну и, конечно, Бриттена(Четыре морские интерлюдии и Пассакалию из оперы «Питер Граймс») и Сюиту для эстрадного оркестра Шостаковича. И после блистательного биса – торжественного Марша сэра Эдварда Элгара «Земля надежды и славы», который уже давно считается неофициальным гимном Британии, – Ольга Русанова (ОР) отправилась за кулисы, чтобы расспросить Яна Латам-Кенига (ЯЛК) о новом проекте.
ОР Чья идея — создать оркестр «Бриттен-Шостакович»?
ЯЛК Она родилась на встрече в Британском посольстве, в разговоре с послом. Сэр Лори Бристоу сказал мне: «Я только что со встречи с Сергеем Лавровым. 2019-й объявлен перекрестным годом музыки РФ и Великобритании. Что мы можем в связи с этим сделать?»
Обычно в таких случаях происходит простой обмен коллективами или артистами, ну или делаются специальные программы… Все говорят: как здорово! А на следующий год об этом забывают.
А посол захотел чего-то особенного: «А не можем ли мы сделать что-то, что останется в памяти, войдет в историю года?» Так возник наш проект, который в какой-то степени был вдохновлен дирижером Даниэлем Баренбоймом и его оркестром «Западно-Восточный диван», в котором, как известно, участвуют западные и восточные молодые артисты. Мы решили сделать что-то подобное, но только с российскими и британскими музыкантами.
ОР Этот проект рассчитан только на нынешний год?
ЯЛК Нет, он сделан всерьез и надолго. Планируются ежегодные сессии и туры, один-два раза в год. В 2020-м отмечается 75-летие окончания Второй мировой войны, и мы хотим, чтобы в нашем туре участвовали не только россияне и британцы, но и немцы.
ОР Кто из них двоих ваш любимый композитор – Бриттен или Шостакович?
ЯЛК Оба. Они оба гении.
ОР Согласитесь, композиторы редко дружат. Возможно, оба классика были не только друзьями, но и соперниками?
ЯЛК Нет, уверен, что это не так. Они жили в разных странах, в разных мирах, которые мало в то время соприкасались, – не так, как сейчас. Потом Бриттен и Шостакович слишком разные. Правда, они схожи в том, что оба были белыми воронами. Бриттен – из-за своей нетрадиционной ориентации, Шостакович – из-за сложных, амбивалентных отношений с властью. И они едины в том, что нашли способ самовыражения через музыку, через свою гениальность.
ОР Мне показалось, что в оркестре «Бриттен-Шостакович» больше россиян.
ЯЛК Лишь чуть-чуть, всего на несколько процентов. Просто скрипичная школа в России, как мы знаем, гораздо сильнее и, действительно, скрипачи почти все из России. А поскольку скрипок в оркестре больше всего – то и кажется, что русских больше. Но зато некоторые группы целиком британские – например, медные духовые, контрабасы. На мой взгляд, мы взяли лучшее от всех.