20 сентября «Мелодия» представила мировую премьеру – запись «Буковинских песен» Леонида Десятникова в исполнении Алексея Гориболя, которому посвящен цикл. Текст для буклета диска написала Мария Степанова, автор «Памяти памяти».
Леонид Десятников – один из самых «текстуальных» композиторов нашего времени, однако в своем последнем камерном опусе – «Буковинских песнях» – он выбирает формат… «24 прелюдий для фортепиано»! Именно так звучит подзаголовок цикла. Идущая от Баха традиция, адаптированная романтизмом в микрокосм «цикла миниатюр», а гипериндивидуалистами Шопеном, Скрябиным etc. возведенная в ранг «интимного дневника художника», скрещивается Десятниковым с закарпатским фольклором. Музыка «Буковинских песен-прелюдий» сочетает интонационную пряность западноукраинских ароматов с приемами из арсенала современной композиторской техники.
«В одном интервью Десятников говорит об инородной первооснове своих сочинений, внешнем импульсе, за которым он идет и от которого отталкивается, очень коротко: “Я называю это макгаффин”. Прочитав, я пошла гуглить. Википедия объяснила, что макгаффин – киношный термин, обозначающий предмет или событие, которые необходимы для развития сюжета и характеров – и при этом совершенно не важны сами по себе. Сундук с пиратскими сокровищами, за которым все охотятся и который не достанется никому, или чеховское ружье, которое провисит на стене все три акта и так и не выстрелит, будут, наверное, ближайшими аналогами. Макгаффин может лежать на самом виду, может мелькнуть и исчезнуть в самом начале, но без него история не закрутится. Самое интересное здесь – это сочетание предельной важности и абсолютной незначительности начального импульса, этой самой точки отсчета: как если бы действующий мир можно было построить из чего угодно, с четырех нот, как в телевизионном шоу» (Мария Степанова, «Буковинские песни: двенадцать попыток заговорить»).
В первый раз эта музыка прозвучала в октябре 2017 года в балете American Ballet Theatre в хореографии Алексея Ратманского, в балет вошли 12 прелюдий из 24. Премьера полного цикла в исполнении Алексея Гориболя состоялась в Перми в июне 2018-го, в Москве «Буковинские песни» впервые прозвучали 1 октября. Именно после московской премьеры была достигнута договоренность о записи «Буковинских песен» «Фирмой Мелодия». Леонид Десятников присутствовал на записи, и она заслужила его высокую оценку.
Творчество Леонида Десятникова – одного из самых востребованных российских композиторов сегодняшнего дня – трудно подогнать под какие бы то ни было рамки. Его не отнесешь ни к «диссидентствующим авангардистам», ни к «советским конформистам», ни к «неофольклористам». В эпоху, когда основная проблема композитора лежит в антиномии «оригинальности» и «заимствований», автор «Детей Розенталя» – оперы о клонированных композиторах-классиках – возводит «неоригинальность» в основной творческий принцип («Чем больше это меняется, тем больше остается тем же самым»). Композитор попросту устраняет оппозицию «свое/чужое». Однако это далеко не идентично неоклассицизму Стравинского с его почти сальериевским отношением к композиции («Музыку я разъял как труп»); напротив, Десятников искренно верит в выбранные цитаты и аллюзии, что обеспечивает слушателям спасительные звукосмысловые «маячки» в мутных потоках современной академической разноголосицы.
Начало продаж компакт-диска 20 сентября. Виниловой пластинки – 29 октября.
Запись также доступна на iTunes и YouTube.
Леонид Десятников родился в 1955 году в Харькове (Украина), окончил Ленинградскую консерваторию. Член Союза композиторов России. Автор четырех опер, кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки. Основные сочинения: опера «Дети Розенталя», либретто В. Сорокина; балеты «Утраченные иллюзии» и Opera; камерная опера «Бедная Лиза» по Николаю Карамзину; «Дар», кантата на стихи Гавриила Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова; «Свинцовое эхо» для голоса/ов и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса; «Зима священная 1949 года», симфония для хора, солистов и оркестра. Автор музыки к фильмам: «Закат», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Кавказский пленник», «Москва», «Мишень».
Алексей Гориболь – заслуженный артист России, продюсер, организатор ряда камерных международных фестивалей, признанный мастер-исполнитель современной академической музыки. С 1989 года Алексей Гориболь является инициатором и музыкальным руководителем многих уникальных проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. В творческом багаже пианиста около тридцати компакт-дисков. Руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия), создатель и художественный руководитель Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Алексей Гориболь в разные годы был инициатором, ведущим организатором, автором монографических фестивалей Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена, Леонида Десятникова в Москве и Петербурге. С 2019 года в Екатеринбурге в Ельцин-центре Алексей Гориболь проводит свой авторский цикл «Послушайте!». Сотрудничает с современными композиторами: Леонидом Десятниковым, Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным, Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым.
Мария Степанова – русский поэт, прозаик и эссеист, лауреат премии Андрея Белого (2005), премии Фонда Хуберта Бурды лучшему молодому лирику Восточной Европы (Германия, 2006), премии «Московский счёт» (2006, 2009, 2018), национальной литературной премии «Большая книга» (2018).
Другие записи музыки Леонида Десятникова: