Смычок и скальпель События

Смычок и скальпель

Чуть начался московский концертный сезон, а на голову слушателя уже успели вылить несколько ушатов современной музыки. Всю ее отбирали для исполнения сами музыканты

Простая сложность

Мы стали редко ходить в Большой зал консерватории – а чем мы виноваты, если в Зале Чайковского или в «Зарядье» теперь интереснее? Но вот Владимир Юровский открыл в БЗК сезон Госоркестра концертом памяти Евгения Светланова, и мы были несказанно рады оказаться в любимом месте. Концерт был адресован не ценителям современной музыки, а широкой публике: в нем игрались и Рахманинов, и Энеску, но начали с Алексея Ретинского, чей De Profundis произвел фурор на прошлогоднем фестивале «Другое пространство».

Теперь, по предложению Юровского, Ретинский еще более увеличил количество партий в оркестре, так что струнные стали звучать, как непроглядная куча хвороста, в которой, однако, нет-нет, да и можно было расслышать отдельную веточку или сучок. Опус Ретинского обладает тем счастливым качеством, что он, будучи эталонно сложной современной музыкой, вместе с тем прекрасно воспринимается публикой. В этот раз не повторилось того, что мы наблюдали в прошлом году, когда молодого композитора трижды поднимали на поклон (сейчас – только дважды), но классики, висящие по бокам зала в овальных рамках, остались довольны: к ним в компанию движется весьма ценный кадр.

Фото: Вера Журавлева

Играть как говорить

Мощную программу из вещей живого классика Стива Райха представил в Центре «Дом» московский ансамбль OpenSoundOrchestra, выступавший на этот раз в составе струнного квартета – правда, с колонками, из которых звучали еще два или три струнных квартета, а также сэмплы с шумами и голосами. Как легко догадаться, открывали программу знаменитые Different Trains (1988), которые уже десятки лет по всему миру исполняет «Кронос-квартет», однажды даже доехавший с ними до Москвы, а именно до упомянутого Большого зала консерватории. Теперь музыканты OpenSoundOrchestra играли вместе с фонограммой культовой американской четверки, что напоминало о несовершенстве звукозаписи прошлого века, но звучало очень аутентично.

В завершение программы прозвучал более новый опус Стива Райха, сделанный по тому же принципу: мелодический материал, накладывающийся на ровную ритмическую сетку, образован из отрывков людских реплик. Опус WTC 9/11 создан в 2010 году, спустя годы после трагедии 11 сентября 2001 года, и звучит очень напряженно. Качество записи здесь высокое, от чего становится еще страшнее. Отрывки переговоров диспетчеров и спасателей, записанные во время теракта, в точности дублируются инструментами, и музыканты квартета OpenSoundOrchestra проявили виртуозную ритмическую точность: в особенности много струнной работы выпало на долю великолепной виолончелистки Ольги Калиновой.

Лидер квартета скрипач Станислав Малышев комментировал программу не пугая, а шутя, музыкальной же разрядкой стал исполненный посередке Тройной квартет (1998), где музыканты тоже играли с записью, но уже без сэмплов. Три части опуса мало напоминали обычного Райха, словно превратившегося в чувствительного европейца: возможно, дело тут в дорогих ему еврейских интонациях, на которых выстроилась более чем удивительная медленная часть.

Виола хирургическая

Фестиваль Viola is My Life смело спрягает современную музыку с барокко: на одном из концертов фестиваля, прошедшем в том же Центре «Дом», худрук фестиваля альтист Сергей Полтавский и его коллеги, игравшие кто на виолах, кто на альтах, а кто и на других инструментах – вплоть до электрогитар, угостили нас, например, обработкой гамбовой сонаты Баха или шокирующе физиологичной гамбовой пьесой Марена Маре «Картина хирургической операции». Большую часть программы занимала, однако, современная музыка, и сочинения не имели друг с другом ничего стилистически общего. В композиции Анны Поспеловой Against исполнители извлекали звуки из инструментов, лежавших перед ними горизонтально, а цикл «Песни и канты» Руста Позюмского, сочетающий индивидуальную интонацию с традиционными фольклорными и солдатскими русскими моделями, пелся и игрался в несколько клубном стиле. На закуску участники фестиваля большим составом сыграли композицию «Round Roads» Роберта Дэвидсона, в которой средства джаза и рока были организованы во вполне академично написанную партитуру.

Общим для всех концертов, где звучала современная музыка, было приятное ощущение свободы: музыканты не подчиняются власти композиторских направлений, школ и догм, а выбирают музыку по собственному вкусу.