Прививка культуры События

Прививка культуры

Детская музыкальная школа имени В. В. Стасова отметила 100-летие фестивалем

В течение полугода креативная мысль била ключом: олимпиада, конкурсы, концерты преподавателей и выпускников школы прошлых лет, гастроли учащихся в Москве, Туле, Ярославле и даже за рубежом – ​в Италии. Фестиваль завершился двумя концертами в Малом зале консерватории и в Камерном зале Дома музыки, на сцену выходили и бывшие выпускники, теперь известные, состоявшиеся артисты, и юные звездочки, и оркестровые коллективы, и фольклорные ансамбли. «Мы благодарны судьбе за то, что нам посчастливилось быть причастными к истории этой знаменитой школы, и именно мы удостоены чести отмечать ее 100-летний юбилей», – ​такие слова не раз звучали в эти дни. Стасовская школа продемонстрировала роскошные творческие силы, а из буклета можно было узнать много интересного о ее насыщенной событиями истории и о вполне радужном настоящем.

Рожденная революцией

Спустя год после Октябрьского переворота Наркомпрос задумался о культурном просвещении рабочей прослойки. И утвердил проект создания в Замоскворечье Второй народной школы, поставив руководить В. Я. Эфрон, принадлежавшую к известной художественной семье Эфронов-Цветаевых. Вскоре статус учебного заведения повысили, образовав на его базе Второй государственный музыкальный техникум. А директором поставили будущего известного теоретика и профессора Московской консерватории С. В. Евсеева (автора хрестоматийного учебника по гармонии).

Ответ на вопрос, почему в 1923 году техникуму было присвоено имя грозного критика В. В. Стасова, архивы не зафиксировали. Возможно, начальство выбрало эту персоналию, как удачно отвечавшую коммунистическим установкам: ведь Стасов считал, что «русский народ должен иметь свое национальное искусство», которое суть «учебник жизни»…

Но, так или иначе, имя идеолога «Могучей кучки» принесло учебному заведению удачу. В начале 1930-х техникум вновь стал школой, а при ней открыли курсы – надо же было «учить кухарку управлять государством», играть на скрипке и петь. Но уже тогда в школу стали приходить одаренные дети, составившие затем славу своей стране. В числе самых звучных имен следует назвать дирижера Кирилла Кондрашина, как раз учившегося в довоенное десятилетие. В школьном музее как реликвия хранится его фото с дарственной надписью: «С чувством глубокой благодарности вспоминаю годы, проведенные в муз. школе и техникуме им. В. В. Стасова. Здесь меня научили любить музыку и уважать труд музыканта. За все это громадное спасибо всему коллективу педагогов, и в первую очередь – славной М. А. Шиховой, положившей много труда и терпения для воспитания такого “трудного” ребенка, каким был я в те годы».

В эти годы школа кочевала по Замоскворечью: вначале обитала на Малой Полянке, потом переехала на Софийскую набережную, затем на Щипок, снова на Полянку, но уже на Большую (в этом доме теперь обосновался Башмет-центр – школьные флюиды не покидают эти стены)…

Еще об одном пристанище вспоминал поэт Михаил Садовский, тоже в прошлом стасовец: «Всеми мыслимыми и немыслимыми путями, судьбой и провидением, стараниями друзей, коллег и Валентины Ивановны [Кульковой, директора с 1955 года. – Е. К.] в этом маленьком желтеньком домике на Добрынинской улице (Коровьем валу), чудом уцелевшем среди безликих монстров до наших дней, в самом центре Москвы, собрались такие музыканты и педагоги, которым впору статус самой прославленной консерватории. И не могу не перечислить хотя бы некоторых, не по значимости или превалирующим симпатиям, а как подсказывает память. Знаменитый король гитары и личный аккомпаниатор Ивана Семеновича Козловского – Александр Михайлович Иванов-Крамской, Александр Аббович Капульский, мастер камерного ансамбля, научивший нас слушать соседа, и дирижер Семен Петрович Великов, открывший секрет соединения слова с оркестром, мой педагог по вокалу, неустанная, деликатная и терпеливая Раиса Наумовна Люстерник, концертмейстер Аллочка Бабинцева, буквально втолкнувшая меня в мир песни, замкнутый теоретик Владимир Клобуков и легендарная Мария Алексеевна Шихова из времен Рахманиновской юности…»

На штурм Спасской башни

Но, как случается в любом жизненном цикле, за годами расцвета наступает упадок. И пришелся этот момент на лихие 1990-е. В общем хаосе жизненного уклада школа существовала по инерции – тихонечко, без амбиций. Но в 2012 году, накануне ее 95-летия, «наверху» вдруг спохватились о былой славе и призвали поднимать престиж «антикризисного» директора – А. Г. Слесареву, у которой за плечами был удачный опыт руководства школой имени Ю. А. Шапорина. «Мне пришлось объяснять, расшевеливать, мотивировать. Но буквально через полгода наши ученики начали участвовать в конкурсах, городских концертах – потенциал у педагогического состава сильный, люди у нас талантливые работают», – вспоминает о первых шагах Слесарева.

Изучив историю, она сделала ставку на оркестры, которыми когда-то славилась школа, – народных инструментов, духовой, который вскоре стал брендом стасовцев. Про этот коллектив и его руководителя Ришата Имаева можно вполне писать отдельную статью – тут и участие в фестивале «Спасская башня» в Кремле, и выступление в Русском центре науки и культуры в Риме, и бесчисленное количество завоеванных побед и лауреатств. Так что школа оказалась впереди государства, опередив на несколько лет инициативы Духового общества.

На хорошем счету и фольклорные ансамбли – «Маковки», объединивший малышей, и «Самоварье» – для ребят постарше; а еще хор, ансамбль скрипачей «Arco», камерный оркестр…

А еще тут можно почувствовать себя Аллой Пугачевой или Игорем Бутманом. Ведь впервые в России именно в школе имени Стасова в 1986 году ввели эстрадно-джазовое образование для детей. Тогда пришли молодые педагоги – Даниил Крамер, Михаил Окунь, Станислав Ариевич, они писали учебные пособия, по которым до сих пор ведется обучение. Евгений Лернер создал пособие по сольфеджио для эстрадно-джазового отделения, а совсем недавно – двухтомный учебник «Игра по цветным нотам», направленный на развитие навыков игры по слуху.

Несмотря на дискуссии о реформах дополнительного образования, классы в ДМШ имени Стасова не пустуют: «Сейчас широко в СМИ идут разговоры о пользе музыкального образования. Родители все больше начинают понимать, что раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре, искусству очень важно для его всестороннего, гармоничного развития, и что музыкальная школа – то место, где ребенок может получить основательное начальное музыкальное образование, – говорит А. Г. Слесарева. – К тому же, на государственном уровне обсуждается вопрос о дополнительных баллах в ЕГЭ тем, кто окончил ДМШ. Думаю, и этот фактор сыграет свою не последнюю роль в мотивации на обучение музыке. В настоящее время родители согласны и на платное отделение, если ребенок не прошел по конкурсному отбору на бюджетное, так как по госзаданию обучение за счет бюджетных средств доступно ограниченному количеству детей, всего не более 381-го».

Почему так мало, несмотря на вместительное здание? Вокруг теперь банки, офисы, магазины, жилых домов стало меньше – многие люди выехали из центра в спальные районы. «Мы не можем гарантировать ежегодно большой приток талантливых поступающих, а выполнять госзадание необходимо! – продолжает рассказ директор. – Когда-то, лет двадцать назад, как мне рассказывали старожилы школы, бюджетный контингент доходил до 600 человек. Тем не менее в настоящее время на платном отделении у нас обучается свыше 180 человек – детей и взрослых».

Фестиваль в горошек

Конкурсы, городские смотры, гастроли – это внешняя жизнь. Но и внутри школы происходит много интересного. Музыкальный марафон «Стасовский дворик» проходит уже четыре года подряд в День города. Тут выступают все коллективы, камерные ансамбли, в этом году заявку подал хор… Вокруг школы – просторный двор, ступени лесенки, ведущей к школе, становятся импровизированной сценой, перед которой расставляются полукругом стулья. Но особенно повезло дому напротив – жители открывают окна и слушают концерт прямо из своих квартир. Open air – формат опасный в нашем климате, но за четыре года погода ни разу не подвела.

Есть и другой проект – «Разноцветные горошины»: костюмированный эстрадно-джазовый фестиваль, где в одежде у выступающих должен быть соответствующий элемент. Вначале участвовали только эстрадники, теперь прибавились и другие специальности, а главное, проект стал общегородским – бывает, что набирается до 300 участников. Кстати, и зрители тоже должны быть соответственно одеты: в зал нельзя войти без «горошин». Папы находят галстуки, бабушки украшают шляпки. Но детям, чтобы получить право выступить, надо еще хорошенько позаниматься – требования к исполнению самые профессиональные.

Немного фактов

К своему юбилею Стасовская школа подошла с букетом наград: лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», Всероссийского фестиваля-конкурса творческих инициатив «Маленький принц»… Последние два года по 80–90 человек становятся лауреатами конкурсов, и эти успехи отмечены Благодарностью мэра С. С. Собянина «За вклад в развитие культуры в городе Москве».

В разное время ДМШ имени Стасова заканчивали композиторы Юрий Чичков и Александр Вустин, пианисты Александр Гиндин и Павел Домбровский, артисты Геннадий Хазанов и Александр Домогаров, дирижер, создатель знаменитого Ансамбля песни и пляски Владимир Локтев и искусствовед, занимавший пост замминистра культуры СССР, Андрей Золотов…

Наверняка и сейчас среди ребят, познающих музыкальную грамоту, растут будущие народные артисты. К следующему юбилею – сверим часы.


Галина Успенская,
концертмейстер ДМШ имени Стасова, арт-директор Центра развития талантов «Звездный мир»

Когда отмечали прошлый юбилей, 95-летие, у меня не возникало такого благоговения перед цифрами. А 100-летие очень воздействует – может быть, потому что я вместе с директором школы А. Г. Слесаревой занималась составлением буклета: мы привели в порядок всю историческую информацию, работали с материалами школьного музея. И теперь у меня ощущение, что я сама прошла вековой путь вместе с этой школой.

Музыка должна быть обязательным компонентом образования, пусть у каждого будут свои успехи – один сделает это профессией, другой останется любителем. Но это росток, который прорастает. Неслучайно бывшие выпускники, даже те, которые неважно учились, приводят теперь в школу своих детей. Вырастая, люди понимают нужность и красоту, которая с ними происходила. И психологи говорят: игра на инструменте – это мелкая моторика, замечательный способ развития интеллекта.

Нынешние дети отчасти изменились, но они как были разными, так и остались. Если в ребенке заложена любовь к музыке, внутренняя склонность, то он и будет этим заниматься с удовольствием. А тех, кого родители из-под палки тащат, возможно, надо больше развлекать. Хотя странно, ведь математикой тоже нелегко заниматься, но все изучают этот предмет.

Думаю, пройти курс обучения музыке надо с той же степенью ответственности и прилежания. Школа – это не кружок, не клуб, а учебное заведение. И почему бы не получить это образование, которое государство дает бесплатно? В деталях можно что-то менять, корректировать – поколение педагогов сейчас тоже другое, иное, нежели 100 лет назад. Но в целом наша система очень хорошая, и не вижу смысла кардинально ее менять.


Александр Гиндин
пианист, заслуженный артист России

В Детскую музыкальную школу имени В. В. Стасова, находившуюся неподалеку от нашего дома, меня привели родители. В ней я встретил Карину Ивановну Либуркину, легендарного педагога, проработавшего здесь более пятидесяти лет, и ставшего мне фактически «второй мамой». Она из меня сделала человека.

Когда мы произносим слово «история», это иногда не так далеко, как нам кажется. Мы говорим о знаковых событиях, которые случились 200, 500 лет назад. А есть события, произошедшие 100 лет назад и продолжающиеся до сих пор. Временной континуум нигде не рвется, и этому подтверждение и доказательство – существование Стасовской школы. Ей уже целый век. Давайте вдумаемся только, в каком году эту школу открыли, в каком состоянии было наше государство, какие интересы превалировали в обществе. И тем не менее последовала директива в Москве – создать музыкальные школы. И то, что над этим учебным заведением пронеслось столько разных государств, обществ, взаимоотношений, времен и лихолетий, и при этом Стасовская школа осталась живой, в прекрасной творческой и материальной форме – это замечательно. Когда сейчас заходишь туда – душа радуется. Вот место, куда хочется приходить и учиться, которое для многих становится «вторым домом» – настолько там хорошо, профессионально и надежно. Была прекрасная московская система «методкабинета», как это раньше называлось – и я продолжаю так говорить, потому что на этом вырос, – координировавшая взаимодействие детских музыкальных школ друг с другом и с вузами, с их профессорами. К сожалению, она сейчас почти исчезла. Остались отдельные осколки, одним из которых и является Стасовская школа – тот самый «осколок истории».