Musica Mensurata — единственный в России фестиваль средневековой музыки. И редкая возможность «живьем» познакомиться со средневековой музыкальной культурой, услышать инструменты и выдающиеся музыкальные памятники XI–XIV веков в исполнении музыкантов, посвятивших себя их изучению. Только в дни фестиваля в России можно услышать самых авторитетных и титулованных европейских исполнителей средневековой музыки.
Musica Mensurata — уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Практически все сочинения, звучащие в рамках фестиваля, никогда прежде не исполнялись в России. Это возможность услышать редкие исторические инструменты — виелу, цитоль, средневековые поперечные флейты и другие. Вокальная музыка звучит на различных старинных языках: от средневековой латыни до средневерхненемецкого.
Каждый фестиваль объединен одной темой. Прежние годы музыканты посвятили исследованию границ — государственных, культурных, языковых, границ между светским и церковным. Темой Пятого фестиваля были «Метаморфозы» в самом широком смысле: от одноименного произведения Овидия до метаморфоз жанра средневекового мотета.
Тема фестиваля в 2019 году — «Дуэты».
Фестиваль откроет 6 октября дуэт голоса и цитоли. Цитоль – инструмент трубадуров и труверов, воспетая Чосером и Кретьеном де Труа, была, пожалуй, самым популярным лютнеобразным инструментом XII-XIV веков в Западной Европе. Ансамбль Labyrinthus представит программу L’amour abandonné — это вторая часть цикла «Средневековая свадебная музыка», посвященного музыке XIII–XIV веков, так или иначе связанной со свадьбой. Первая программа из этого цикла — «Сватовство Фовеля к Фортуне», подготовленная и записанная ансамблем вместе со знаменитым французским баритоном Марком Мойоном, была основана на «Романе о Фовеле» и французской музыке начала XIV века . Вторая часть посвящена покинутой, оставленной и отвергнутой любви. Слушателям предстоит погрузиться в удивительно богатый мир любовных песен на старофранцузском языке — лэ, баллад и вирелэ. Произведения Гийома де Машо (1300–1377), Жанно де Лескюреля (нач. XIV века), Ришара де Фурниваля (1201–ок.1260) и неизвестных французских авторов XIII–XIV вв. исполнят Анастасия Бондарева (вокал) и художественный руководитель фестиваля Данил Рябчиков (цитоль).
Герои второго концерта (10 октября) — известные немецкие музыканты Норберт Роденкирхен – флейтист, солист знаменитого ансамбля средневековой музыки «Sequentia» , которого критики за необыкновенно красивый и чарующий звук не раз называли «волшебником», и Сабине Лутцентбергер (вокал). Их предыдущие выступления в Москве стали для слушателей настоящим откровением. На этот раз они представят программу “В забытых тонах. Шпрухи мейстера Фрауэнлоба” с музыкой знаменитого миннезингера и легендарного основателя первой школы мейстерзингеров Генриха фон Мейсена (ок. 1260 – 1318), прозванного Фрауэнлобом из-за песен в честь Девы Марии и женщин вообще. По словам хрониста “женщины несли его тело до гробницы с громкими причитаниями и в большой скорби в бесконечно благодарности за то, что осыпал хвалой женский пол в своих стихах”. Впрочем, его творчество включает в себя также философские, этические и теологические рассуждения. В современной практике сценического исполнения исторических музыкальных произведений этот репертуар звучит чрезвычайно редко.
В третьем, заключительном концерте фестиваля 13 октября два дуэта объединятся, чтобы исполнить произведения одного из величайших авторов Средневековья — Вальтера Шатильонского (ок. 1135–1200). Богослов и писатель, один из известных голиардов, это он придумал крылатое выражение Incidit in Scyllam cupiens vitare Charybdim («Кто хочет избежать Харибды, попадёт в лапы Сциллы»), которое стало поговоркой уже в Средние века. До нашего времени, помимо его крупных трудов (10-томной поэмы «Александреида» и «Трактата против иудеев»), дошло около 50 стихов, примерно десяток из них сохранился с музыкой. У московского слушателя будет уникальная возможность услышать их на одном концерте.