В Московской консерватории открылась выставка «Петр Юргенсон: издатель и меценат», подготовленная совместно с Российским национальным музеем музыки и Благотворительным фондом «Фонд П. Юргенсона».
Этим событием началась серия праздничных мероприятий, посвященных всемирно известной династии Юргенсон. Все они приурочены к 70-летию со дня рождения Бориса Петровича Юргенсона – основателя Благотворительного фонда «Фонд П. Юргенсона».
Родоначальник династии Юргенсон – выдающийся нотопечатник, промышленник, меценат, один из основателей Московского отделения Русского музыкального общества Петр Иванович Юргенсон, чьим трудом был ознаменован расцвет эпохи русских композиторов. Музыкальное издательство Юргенсона – крупнейшее в императорской России – выпустило произведения свыше 500 русских композиторов, включая Бородина, Глинку (первое полное собрание сочинений), Даргомыжского, Кюи, Лядова, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Ребикова, Римского-Корсакова, Скрябина, Стравинского, Чайковского и многих других. Также Юргенсон издал большое число зарубежных классиков, в числе которых Бах, Вагнер, Вебер, Моцарт, Шопен, Шуман. В 1868 году Петр Юргенсон выпустил первое сочинение Чайковского, а затем практически все произведения знаменитого композитора.
Как рассказали в Российском национальном музее музыки, посетители смогут увидеть и уникальные документы: контракт, подписанный П.И. Чайковским с фирмой Петра Юргенсона, расписку П.И. Чайковского о передаче Юргенсону права на издание либретто сразу нескольких опер – «Евгений Онегин», «Мазепа», «Орлеанская дева», а также доверенность на ведение денежных расчетов с концертными обществами и музыкальными издателями и лучшие образцы нотоиздательского искусства фирмы Юргенсона, которые не раз получали заслуженные золотые медали на международных выставках, в том числе специальные нотные сборники для домашнего исполнения и симфонических оркестров. Также на выставке представлены уникальные реликвии из семейного собрания Юргенсонов – подсвечник, который по легенде зажигали во время визитов П.И. Чайковского к Юргенсону, бронзовая скульптура Дон-Кихота, картины и фотографии, где запечатлены несколько поколений знаменитой династии.
Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал, что архив Петра Юргенсона представляет большую ценность для собрания музея. «Российский национальный музей музыки хранит коллекцию, которая насчитывает миллион единиц хранения и представляет историю отечественной и мировой музыкальной культуры. Среди ценнейших фондов музейного собрания – архив издателя и коллекционера Петра Юргенсона. Архив содержит документы выдающихся деятелей музыкальной культуры от Бортнянского и Глинки до Глиэра и Прокофьева. И, конечно, ценнейшая часть – рукописи и документы П.И. Чайковского. Представленная Музеем музыки выставка – редкая возможность рассказать не только об известных композиторах, но и о меценате, издателе, коллекционере, без которого многое бы не состоялось в истории музыки».
Сохранить и возродить наследие Юргенсон – именно такую миссию взял на себя правнук издателя Борис Петрович, когда решил основать благотворительный фонд. В настоящее время Фонд П. Юргенсона находится под чутким руководством дочери Бориса Петровича – актрисы Анастасии Юргенсон. Говоря о своем знаменитом прапрадеде, она отмечает, что интересы выдающегося нотопечатника всегда служили исключительно музыкальному искусству, что наглядно подтверждают его взаимоотношения с Чайковским. «Петр Иванович был совершенно уникальной личностью. Сила его духа и размах музыкально-издательского дела объясняются закалкой, которая берет начало в его детстве. Из бедного мальчика, сына эстонского рыбака и швеи, он превратился в успешного мецената – зарабатывать начал уже с 14 лет. При этом он никогда не стремился к личной наживе: его вдохновляла музыка, и он хотел принести пользу музыкальной культуре. Петр Иванович на уровне чувств понимал ранимую натуру Чайковского и оказывал ему абсолютную и безусловную поддержку. Деньги он давал ему совершенно не скрепя сердце, ибо хотел, чтобы гений Чайковского жил и рождал новые произведения. Такое могло произойти только в императорской России, где основой была духовность. Юргенсон ясно видел ее в музыке Петра Ильича и понимал, что ее необходимо транслировать в мир», – рассказала Анастасия Юргенсон.
Фонд П. Юргенсона, основанный в 1998 году, нацелен на возрождение наследия Петра Юргенсона и реализацию программ поддержки современных талантливых музыкантов и композиторов. Фонд регулярно проводит благотворительные концерты, творческие вечера и семинары, в которых принимают участие заслуженные деятели культуры, композиторы, музыканты, представители научного сообщества, а также юные почитатели искусства. В 2001 году совместно с Союзом композиторов России, Московской консерваторией, Центром современной музыки при поддержке Министерства культуры РФ фонд учредил международный конкурс молодых композиторов имени П.И. Юргенсона – он проводится раз в два года. Произведения победителей конкурса издаются фондом в специальной серии «Музыка третьего тысячелетия».