Один из крупнейших игроков в звукозаписи, немецкий лейбл Deutsche Grammophon чтит традиции, но не игнорирует тренды, выпуская в свет, например, саундтрек из хита минувшей весны – сериала «Чернобыль», или серию рекомпозиций (см. Релизы, №7/2019). Но, вопреки веяниям моды, в структуре лейбла всегда остается ниша для сольных альбомов оперных певцов. Рецепт успешного CD редко подвергается пересмотру: суперзвезда исполняет арии из опер, и в большинстве случаев выбор падает на музыку Верди.
Записанный Ильдаром Абдразаковым альбом-оммаж итальянскому композитору – в каком-то отношении подведение промежуточных итогов, удачный момент, чтобы зафиксировать результаты многолетнего кропотливого труда и посмотреть на них чуть отстраненно. На пике карьеры самый востребованный российский бас обращается к репертуару, который лучше всего ему знаком, и который певец больше всего ценит. Абдразаков любит повторять, что его путь в опере связан с Верди.
Плейлист собран из главных басовых хитов – таких, как арии короля Филиппа «Ella giammai m’amo» из «Дона Карлоса» или арии Фиеско «A te l’estremo addio» из «Симона Бокканегры». Неожиданностью в альбоме оказалась сцена из ранней оперы Верди – «Оберто». Бонусом к диску идет ария Филиппа «Elle ne m’aime pas» в оригинальной редакции на французском языке, напоминая, что «Дон Карлос» изначально был большой французской оперой. Впрочем, эта версия сегодня не раритет – недавно ее ставили в Парижской опере, с участием Абдразакова. Так что скорее попавший на диск фрагмент можно интерпретировать как благодарность певца команде во главе с канадским дирижером Янником Незе-Сегеном.
Оперная карьера Абдразакова сложилась за рубежом, и в «Верди» это слышно. Итальянское произношение певца настолько аутентично, что забываешь, что его родной язык – русский (и невольно проводишь аналогии с еще одним «подставным итальянцем» – Николаем Гяуровым). Главное, что характеризует Абдразакова в альбоме, – это четкость и сдержанность, его фразировка гибка и в то же время, благодаря многолетнему опыту исполнения драматического вердиевского репертуара, выверенна. Но на фоне великих басов-тяжеловесов с бархатным и раскатистым низом (Чезаре Сьепи, Ферруччо Фурланетто, Николай Гяуров…) голос Абдразакова, имеющий тяготение к баритональным краскам, словно омолаживает вердиевских старцев и приближает их к нам сегодняшним.
Абдразаков не открывает новую страницу в истории интерпретаций Верди, поэтому альбом скорее будет интересен только верным поклонникам певца. Ведь «Верди» стал рубежным для самого Абдразакова: певец смотрит на композитора не юными восхищенными глазами, а подходит к нему, имея огромный опыт на международной оперной сцене. Увидеть любимого исполнителя в расцвете сил – что может быть лучше?