«За 50 лет моего пребывания в Союзе композиторов я ничего подобного не помню. Это уникальная акция», – провозгласил со сцены член жюри Avanti Анатолий Цукер.
Признаться, и меня посещали такие же мысли: памятны интервью с прежними руководителями СКР, когда на вопрос, зачем нужно это объединение на современном этапе, вместе мучительно искался и не находился ответ. И вот за последние два года ситуация разительно переменилась: организация воспрянула, расцвела благодаря свежим креативным идеям – конкурсам, новым форматам исполнения современной музыки, образовательным программам.
И пусть на нынешнем гала-концерте лауреатов не нашлось произведения, которое бы захотелось поставить «в минуты трудные», но суть не в этом. Прозвучало много качественных, с выдумкой сделанных сочинений, способных вписаться в любой репертуарный контекст. Главное теперь, чтобы композиторы нашли своих исполнителей. И конкурс Avanti – отличный для этого стартап: партитуры публикуются в издательстве «Композитор» (в этот раз они вышли прямо к финальному концерту), лучшие артисты, «собаку съевшие» на современной музыке, их играют, потом выпускается диск лауреатских опусов на «Мелодии». Все эти роскошества стали возможны в том числе благодаря поддержке Фонда президентских грантов, увидевшего в проекте созидательность и просветительство.
Нынешний финал Avanti, проходивший в Малом зале Московской консерватории, еще и транслировали на портале культура.рф и в соцсети Одноклассники.ру. Live-трансляцию смотрело 216 тысяч человек (!), а сколько еще зайдет в архив на сайте – спрогнозировать сложно. Но статистика явно воодушевляет: глядишь, наутро 14 счастливчиков проснутся знаменитыми, но что они готовы предложить «городу и миру»?
По условиям конкурса заявку может подать каждый, без возрастных ограничений. Жюри под предводительством мэтра Сергея Слонимского рассматривало партитуры «под девизом», анонимно, что закрывало дорогу предвзятости – оценивали мастерство и идеи. Самому взрослому участнику исполнилось 64 года: петербуржец Алексей Мыльников исповедует популярную в городе на Неве постмодернистскую рефлексию о прекрасных стародавних временах, что отчетливо «читалось» в его Сонате «В классическом интерьере».
Самый молодой, 26-летний Денис Писаревский, также не чуждался диалога с великими предшественниками. В фортепианной композиции «B-E-LA» он отдал дань Беле Бартоку, процитировав его «Музыку для струнных, ударных и челесты», но слышались здесь и джазовые интонации, и вообще такой драйв и ритмы современного бытия.
Никаких стилистических ограничений в регламенте конкурса нет, что позволило на равных соревноваться и пробиться в финал сочинениям для народных инструментов. В «Снах Рене Магритта» Ильи Карпикова впечатлили мощные глиссандо на клавишных гуслях, которые оказались еще и отличным объектом для извлечения различных стучащих звуков. А для Григория Зайцева в минималистическом «Русском контрапункте» стал важен звуковой континуум: монструозная контрабас-балалайка, любимая публикой со времен «Терем-квартета», в окружении домр производила бесконечные звенящие переборы. Репетитивная техника оказалась в приоритете и у Валерия Скобёлкина, написавшего поэтичную композицию «Дыхание хрустального замка» для квинтета флейт.
Мир фольклора предстал в радующем многообразии. Это и сермяжная Россия в житие преподобного Серафима Саровского, воплощенная Андреем Комиссаровым в целой оратории. Три части, отобранные в программу, дали понимание идеи автора – через разные жанры (частушку, городской романс, солдатскую песню), способы исполнения (женский народный вокал, мужской ансамбль) и тембры (свирель, гитара) показать «отчалившую Русь». Лубочность как прием присутствовала и в пронзительной поэме «Клубок» Елены Попляновой для народного голоса. Но Россией интересы авторов не ограничились: дважды лауреат Второго Avanti Григорий Зайцев направил свое внимание в глубь истории Франции. В пьесе «В пещере Ласко» для квартета флейт он пытался передать ментальность первобытного человека и воссоздать атмосферу «парка юрского периода». Получилась вполне кинематографическая зарисовка, способная проиллюстрировать не только эпоху палеолита, но и любую «одиссею команды Кусто».
Денис Хоров и Алина Подзорова, не сговариваясь, вдохновились испанской тематикой. В Doce Uvas («Двенадцать виноградин») Хорова обнаружился даже сюжет довольно авантюрной природы, раскрытый в цветистом повествовании. Состав ансамбля – скрипка, виолончель, аккордеон, тенор-саксофон и фортепиано – навевал приятные мысли о танго, Пьяццолле (хотя ничего такого конкретного не было) и портовом колорите. А вот Подзорову привлекли тонкие флюиды фламенко, творчески переплавившиеся в шорохи и придыхания в пьесе «Petenera».
Хотя по признанию жюри, оно отдавало предпочтение музыке, где главенствовали мысль и образ, но в ряде случаев авторов больше интересовали технические приемы. Особенно повезло флейте – в нее дули, дышали, плевали, целовали, извлекали дубльтоны, обертоны, произносили какие-то слова… «Алфавит смеющегося человека» Веры Ивановой превратился в целую энциклопедию авангардных приемов, правда, исчерпанных еще в прошлом столетии.
Юмор в музыке – отдельная тема, потому что каждый смеется в меру своего понимания. «Чудь заволжская» Валерия Скобёлкина вроде бы про «человекоподобные существа маленького роста с большими глазами», которые звонят в колокола и поют». Автор в аннотации «обещал» юмористическую сценку, но создал скорее эффектную фортепианную токкату, которой вообще не требовалось конкретной программности. Зато в недекларативном Духовом квинтете Елены Анисимовой деревяшки явно подхихикивали над валторной совсем в духе Игоря Стравинского.
Дефиле лауреатов завершили две части Сонаты для саксофона-альта и фортепиано Игоря Холопова, еще одна рефлексия о «конце прекрасной эпохи». Автор, востребованный в сфере театра и кино, создал мелодичное сочинение «для людей» с красивой кантиленой в медленной части и капризной ритмикой в бравурном финале.
Хотя лидера найти в этой программе не получилось, но не соглашусь и с утверждением одного из слушателей, что «конкретно из этих сочинений в гипотетическую программу, репрезентирующую русскую музыку 2010-х, я бы, наверное, ничего не взял».
Результаты конкурса как раз показали, что композиторская мысль не в упадке, а то, что сочинительство вышло из маргинального подполья и старается наладить коммуникацию со слушателем, стоит расценить как положительный факт. Немалая роль в этом «наведении мостов» отведена исполнителям. И необходимо особо отметить артистов ансамбля «Студия новой музыки», квартет флейт «Сиринкс», Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», певицу Елену Маланчук, саксофониста Антона Скибу, всех-всех, сделавших понятной и увлекательной всю эту «навороченную» современную музыку.