5 октября смоленская публика получит возможность услышать знакомые всем песни в необычных аранжировках – в концерте примут участие Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва, органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, вокалисты Тарас Ясенков и Мария Челмакина, актёр Петр Татарицкий, пианист Михаил Кривицкий. Как исполнитель стихов и песен Высоцкого выступит директор дома-музея Высоцкого, сын великого поэта Никита Высоцкий, голос которого удивительно сходен по тембру с голосом его отца, что делает его присутствие связующей нитью между автором и слушателями.
Авторы программы – Александр Соловьев, Евгения Кривицкая, Никита Высоцкий – выбрали прежде всего песни, посвящённые теме войны, одной из важнейших в наследии поэта, проходящей красной нитью через все его творчество. С невероятным реализмом Высоцкому удалось отобразить эту, возможно, самую трагическую страницу русской истории – у слушателя этих произведений может возникнуть иллюзия, что бард сам был участником тех событий, хотя на момент начала войны будущему поэту было всего три года. Подобная тематика, как никакая другая, давала ему возможность изобразить его любимого героя – волевого, отважного человека, показать качества, которые он уважал больше всего: мужество, достоинство, честность, верность дружбе. Примечательно, что от имени фронтовиков Высоцкий говорил не только в стихах, но и со сцены театра на Таганке в спектакле «Павшие и живые». «Это спектакль о жизни и смерти, о том, как мало отпущено человеку времени, – комментировал поэт. – И почему-то первыми всегда уходят лучшие; спектакль о собственной причастности к событиям, о которых речь, о собственных невозвратимых потерях и незаживших ранах; спектакль о жертвах, которые приносились людьми сознательно, во исполнение высочайшего долга…».
За годы, прошедшие со дня смерти поэта, его творчество нисколько не устарело. Напротив, в нем открываются все новые смыслы, подталкивающие к оригинальным прочтениям. Одно из них будет представлено на предстоящем концерте – песни Высоцкого прозвучат в хоровой интерпретации с сопровождением органа. Такая концепция появилась не случайно: благодаря звучанию органа на первый план выходит лирико-философская природа песен (что ещё подчёркнуто включением в некоторые из них фрагментов из органных произведений И.С. Баха); а хор отвечает основам поэтики барда – по мнению одного из исследователей его творчества, «балладный мир Высоцкого стоит на глыбе слова “Мы”».
В одном из интервью Никита Высоцкий отметил интерес, который продолжает вызывать Высоцкий у нынешнего поколения: «Сейчас наступило время таких проектов. Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. У людей, которые родились в 90-х годах, просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, какое огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой…». Это внимание к Высоцкому отразилось и в творчестве современных композиторов – Альфреда Шнитке, Кузьмы Бодрова, Сергея Екимова, создавших хоровые вокализы, благодаря которым номера программы концерта объединились в цикл о войне, самопожертвовании, героизме, любви и дружбе. Кроме того, Сергей Екимов сочинил специально для программы Вокальный триптих на стихи Высоцкого. Все это свидетельствует о том, что творчество Высоцкого продолжает жить в самых разных формах, а предстоящий концерт, несомненно, привлечёт многих слушателей, позволив им по-новому взглянуть на бессмертные песни.
Программа «Дорогами Высоцкого» будет показана в рамках Молодёжного форума Московской консерватории «Партитура будущего». Проект Форума стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди вузов и проводится при финансовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Фонда развития творческих инициатив.