И снова он, наш Рудик События

И снова он, наш Рудик

Завершился XXII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева в Уфе. Этим впечатляющим праздником Башкирский театр оперы и балета с особым размахом вышел на старт 82-ого сезона

Нуреевский фестиваль – счастливый проект. Он по праву считается одним из авторитетных балетных форумов и известен в разных уголках мира. Для Башкирии это уникальное культурное событие – бренд, летопись развития, дань памяти знаменитому земляку, возможность вспомнить о нем. Здесь всегда царит особый ажиотаж, на каждом вечере – аншлаг, даже в выходные дни, когда теплое солнце зовет на природу.

Завидная популярность и стабильная репутация не запустили механизм ленивой инерции. Новые идеи команды перфекционистов, стоящих у руля феста, поражают смелостью и умением упаковывать художественные смыслы в совершенные и емкие формы. Марафон продлили – раньше укладывались в неделю, для программы нынешнего и двух оказалось мало. На радость публике, а город любит балет, пригласили три известные труппы России с полными многолюдными спектаклями – теми, что не идут на уфимской сцене. Блестяще воплотили невероятное предложение генерального директора театра Ильмара Альмухаметова провести не один гала, а целых три больших монографических вечера, объединив великие имена в одной фестивальной афише. Чайковский, Нуреев, Григорович. Новаторы, реформаторы, провидцы. Художники, определившие развитие мирового хореографического искусства.

Каждый вечер открывался афористичным увлекательным рассказом Сергея Коробкова – он настраивал зрителей, удивлял фактами и помогал сориентироваться в театральных сюжетах. Девизом XXII фестиваля выбрали слова Рудольфа: «В каждом, кто выйдет на балетную сцену после меня, будет жить частичка меня». В дни фестиваля на сцену вышли более пятисот артистов.

Лебединая верность и восточные страсти

Концепция феста выстраивает иерархию истинных ценностей уфимского балета, его индивидуальность. Почетное место занимает классика. Главные партии в «Лебедином озере» исполнили гости из Большого театра. Для замечательной артистки Дарьи Хохловой выступление стало премьерным – роль она специально подготовила  со своим педагогом Людмилой Семеняка. Новорожденный Черный лебедь, лукавый и коварный, «перетанцевал» по-ученически робкую трепетную Одетту. Премьер ГАБТа Артемий Беляков создал образ безупречного Принца-аристократа. И все же главным был вдохновенный ансамбль спектакля, его солисты и кордебалет. Они – одной профессиональной породы. Яркие соло и дуэты, ровные лебединые линии, синхронное дыхание мягких рук. Единство стиля, психологическое и эмоциональное, родом из общей школы – труппа состоит из выпускников Башкирского балетного колледжа. Он, конечно, носит имя Рудольфа Нуреева и славен своими традициями высокого профессионализма, которые восходят к петербургскому чистописанию и технической точности. Удивляться не стоит – основатели и первые педагоги обучались в классах вагановской академии. Уфимские воспитанники с ранних лет участвуют в спектаклях, вырастают в артистов в процессе живой сценической практики, выпускники танцуют в лучших театрах страны и мира.

Нуреев часто танцевал «Лебединое», подчеркивая грустное одиночество Зигфрида. В 1964-м в Вене вел балет с Марго Фонтейн – поклоны длились едва ли не дольше, чем сам спектакль, восторженная публика вызывала артистов 89 раз. О «Легенде о любви» он только мечтал и мечтал истово – в его багаже, оставленном в аэропорту Ле Бурже, было бережно упаковано голубое трико из не существовавшей еще в России лайкры и тонкие ткани, купленные для костюма Ферхада. На фестивальном показе главные партии в «Легенде» исполняли местные солисты и приглашенный дуэт. Иван Васильев из Михайловского театра станцевал Ферхада с зашкаливающим темпераментом, без особых сомнений его художник отказывался от личного счастья и отправлялся спасать свой народ. Виртуоз все больше становится похож на атлета, но сохраняет свою способность парить – невероятные прыжки и вращения оценили зрители. Марии Виноградовой из Большого театра орнаментальная пластика и любовное отчаяние лучше всего поддались во втором действии. В царицу Мехменэ Бану, отдавшую красоту за выздоровление сестры, замечательно перевоплотилась талантливая  солистка Софья Гаврюшина. В ее правительнице – властность, одиночество и безответная любовь, терзающая душу. Олег Шайбаков (Визирь), Данила Алексеев (Незнакомец), Шота Онодэра (Шут) и все артисты транслировали высокое напряжение чувств, работали сильно и точно. Для театра – балеты Юрия Григоровича («Лебединое озеро» тоже его постановка) – тема особая и дорогая.

Многолетняя дружба

Об этом «Музыкальная жизнь» решила расспросить главного балетмейстера театра и худрука хореографического колледжа Леонору Куватову. Ее – партнершу Михаила Барышникова, легендарную приму уфимской сцены, мудрого педагога – знают все в танцевальном мире.

МЖ В вашем театре собрана самая полная коллекция спектаклей Юрия Григоровича. Особые отношения?

ЛК Мы преклоняемся перед великим мастером, гордимся многолетним сотрудничеством с ним. В репертуаре театра – семь уникальных балетов Юрия Николаевича, и все они необыкновенно популярны. Их любят зрители, на них уже три десятилетия растут и крепнут наши артисты – так же, как в недалеком прошлом именно спектакли Григоровича представили великую плеяду звезд Большого театра. Значение хореографа трудно переоценить – завораживают его неповторимый танцевальный язык, четкое противопоставление характеров персонажей, пластическая логика, глубокие образы. Огненные мысли вторят Мехменэ Бану – это ведь гениально придумано. То, что он сделал для нашего балета – бесценно. Его спектакли, которые не теряют современного звучания, всегда украшают афишу фестиваля. Идея его проведения тоже принадлежит Юрию Григоровичу.

 

МЖ Он рассказывал, что мысль пришла быстро как внезапное озарение – ранним рождественским утром 1993-го, когда долетела печальная весть о кончине Нуреева.

ЛК Юрий Николаевич не только придумал фестиваль, но и помогал тогдашнему художественному руководителю балета Шамилю Терегулову в его подготовке. Непросто собирается афиша, но фестивали с нетерпением ждут наши зрители, и мы стараемся их не разочаровать. Составляем программу так, чтобы и публику порадовать – она верит нам, и артистов показать выигрышно. Мы счастливы принимать танцовщиков, они приезжают с удовольствием, любят танцевать на сцене, на которую выходил молодой Нуреев, говорят, что чувствуют здесь «дух гения танца».

Три монографии

Афиши концертов: «Гала Чайковский», «Гала Нуреев», «Гала Григорович» не уклонились от фестивального манифеста – объединять топовые номера и вольные эксперименты. Монографические вечера посвятили реформаторам: Чайковский предложил балету симфоническую музыку, не все тайны которой разгаданы и сегодня. «Великий бунтарь Руди» взбудоражил мир совершенством мужского танца. Юрий Григорович представил новый тип балетного повествования, разбудив фантазию последователей.

Без достижений этих героев-вдохновителей невозможно сегодня представить искусство балета, а потому на всех гала звучал Чайковский, исполнялись фрагменты балетов Григоровича и любимых партий из репертуара Рудольфа Нуреева. Программы складывались в диалоги классики и современности и ни один номер не повторялся – непонятно, как театр смог такое осилить.

Артисты из разных городов презентовали свое искусство и даже перечислить все имена в формате одной статьи невозможно. О культуре парадного петербургского стиля напомнили мариинские солисты: Мария Ширинкина и Алексей Тимофеев, Екатерина Осмолкина и Александр Сергеев. Казанский премьер Олег Ивенко, сыгравший роль Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон» и прима БГТОиБ Валерия Исаева в сложнейшем па-де-де Дианы и Актеона зажгли блеском и решимостью. Гузель Сулейманова и Сергей Бикбулатов проникновенно провели адажио из «Журавлиной песни» – той самой, которая увела маленького Руди в мир балетных грез. Как не вспомнить известный, но очень трогательный факт, как мама внесла сына в театр на руках – обуви у мальчика не было. В этом же спектакле ученик балетной студии Рудик Нуреев сражал энергией в Танце с шестом.

Запомнились яркие выступления гостей из Баварского балета Лауретты Саммерскалес и Дмитрия Выскубенко, Нина Змиевец и Денис Климук ярко представили театры Северной столицы. По-новому переосмысли художественный сюжет о встрече Леды с Зевсом, принявшем образ Лебедя, челябинская звезда Татьяна Предеина и москвич Дмитрий Гуданов, сочинивший этот номер. Премьеры двух миниатюр, которые специально к фестивалю поставил для башкирских артистов пермяк Алексей Расторгуев, – несомненная удача фестиваля и прекрасное пополнение концертного репертуара труппы. К его открытиям следует отнести «Октет» хореографа Рината Абушахманова – юным артистам он подарил шанс раскрыться и они его не упустили. Тепло приветствовала публика свою любимицу и землячку Ирину Сапожникову и ее партнера Надырбека Каната – сейчас они солисты приморской сцены Мариинского театра. Дмитрий Антипов представил монолог «45 минут тишины» Дениса Бородицкого, где мир сцены и закулисья представлен в психологической таинственности и непредсказуемой подвижности.

В гости – всей театральной семьей

Не побоялся фестиваль привезти три российских коллектива. Московский Детский музыкальный театр имени Наталии Сац выступил с раритетами «Русских сезонов» Сергея Дягилева – «Шехерезадой», «Шопенианой» и «Половецкими плясками», поставленными более столетия назад знаменитым Михаилом Фокиным. Два современных спектакля представил Челябинский театр оперы и балета имени Михаила Глинки, оба рождены фантазиями петербуржских дам-хореографов: свою «Анну Каренину» показала Вера Арбузова, версию балета-кантаты «Кармина Бурана» сочинила Надежда Калинина. С особым восторгом публика приняла Екатеринбургский театр, переименованный в «Урал Опера Балет». Худрук Вячеслав Самодуров, которому удалось за несколько лет вывести балет на мировой уровень, решил «посмотреть, как может выглядеть в XXI веке имперские искусство» и поставил «Приказ короля». Уфимская публика увидела два редких шедевра: «Вальпургиеву ночь» из наследия великого Джорджа Баланчина и сюиту «Наяда и рыбак», этот старинный балет собрал по крохам и стилизовал знаток хореографического антиквариата Юрий Бурлака. Так что Нуреев-фест оказался еще и просветительской площадкой.

Сила земли

Фестиваль сохраняет традиции и расширяет сферу своих интересов. Неизменны церемония возложения цветов к барельефу Рудольфа Нуреева на здании Башкирского театра и посещение нуреевского театрального музея: драгоценная коллекция личных вещей, собранная здесь, – уникальна. В закулисье – мастер-классы для артистов, в фойе, в театральном «Эрмитаже» – открытие эксклюзивной фотовыставки «И снова он, наш Рудик…». Более сотни неизвестных в России снимков, выполненных фотографом Парижской оперы Франсетт Левьё с 1971 по 1984 год. На одном из них – усталый Нуреев и молодой человек. Это – Луиджи Пиньотти – его личный массажист, ассистент, менеджер. Сегодня он, президент фонда Rudolf Nureyev, – почетный гость уфимского форума. «Я был рядом с Руди почти 27 лет, нас разлучила его смерть. Трудоголик, исполнявший более 200 спектаклей в сезон, человек тонкой психической организации, очень чувствительный – таким я запомнил Руди. Он много рассказывал мне о своем уфимском детстве, всегда тепло вспоминал свой город и его жителей. Он испытывал ностальгию и сейчас я чувствую, как сильна энергетика места, ощущаю силу земли, взрастившей гения. Меня всегда удивляло, насколько он был далек от политики, считал, что искусство – достояние всего мира, который не должен иметь границ для прекрасного. У него была одна страсть – театр, и он не преувеличивал, говоря, что настоящая его жизнь только на сцене. Я мечтал побывать там, где родился Нуреев – и вот мечта осуществилась. Быть может, сбудутся и остальные? Планирую подготовить в Милане вечер «Час с Нуреевым. Вход свободный», обращаюсь к итальянским властям с предложением установить памятник танцовщику, и сейчас возникло еще одно желание – познакомить моих соотечественников с балетной труппой Башкирского театра, с теми великолепными спектаклями, которые я увидел на фестивале».

На закрытии праздника известного певца и советника Президента республики по культуре Аскара Абдразакова представили большому собранию публики как нового худрука Башкирской оперы.