Концертную версию оперы Вагнера «Золото Рейна» продирижирует в Москве Владимир Юровский

09.10.2019
Концертную версию оперы Вагнера «Золото Рейна» продирижирует в Москве Владимир Юровский

Одним из главных филармонических событий октября обещает стать концертное исполнение 30 октября оперы Вагнера «Золото Рейна». Интернациональную команду исполнителей возглавит Владимир Юровский.

Московская публика видит Владимира Юровского в качестве оперного дирижера не так часто; концертные исполнения опер под его управлением позволяют отчасти восполнить этот пробел и всегда становятся событиями. Тем более если речь идет о Вагнере и таких выдающихся солистах, как придворная певица Шведского королевского двора Анна Ларссон, снискавшая международное признание в вагнеровском репертуаре; датский баритон, участник Байройтского фестиваля Йохан Рейтер; выдающийся российский баритон Сергей Лейферкус, с успехом участвующий в постановках «Кольца нибелунга» в крупнейших оперных театрах. 30 октября они исполнят главные партии в опере «Золото Рейна», первой части тетралогии «Кольцо нибелунга».

Оперы Вагнера уже долгое время находятся в фокусе внимания Владимира Юровского. Как дирижер он начал освоение вагнеровского наследия с «Парсифаля», последней оперы композитора, поставив ее в 2003 году в Национальной опере Уэльса. Затем последовали знаковые постановки на Глайндборнском фестивале: «Тристан и Изольда» (2009) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (2011), получившие высокие оценки критики и изданные на DVD; в 2015 году запись «Нюрнбергских мейстерзингеров» была удостоена BBC Music Magazine Award. В 2018 году Юровский с возглавляемым им Лондонским филармоническим оркестром начал четырехлетний цикл — концертное исполнение «Кольца нибелунга». Теперь первую часть тетралогии Вагнера он представит в Москве с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова.

Владимир Юровский называет «Золото Рейна» самой радикальной и новаторской частью тетралогии, абсолютно бескомпромиссной музыкальной драмой, где ничто не напоминает традиционные арии или ансамбли. «Интересно, что радикальность идей “Золота Рейна”, самой социалистической и антикапиталистической оперы из четырех, отразившей влияния философских и политических идей Прудона, Фейербаха и русского анархиста Михаила Бакунина, соединяется здесь с очень необычной, почти революционной музыкальной структурой и особым типом музыкальной речи, напоминающую человеческую речь более, чем в других операх», — рассказал дирижер в интервью перед лондонской премьерой. Он также отметил, что концертное исполнение опер Вагнера имеет свои преимущества: музыка захватывает больше пространства, чем в театральных постановках, на первый план выходит оркестр и красота симфонического письма.

«Золото Рейна» — первая часть, пролог «Кольца нибелунга», завершенный Вагнером в 1854 году. «Предвечерие» тетралогии, опера представляет предысторию событий, которые затем становятся основой грандиозной музыкальной драмы. В основе либретто лежит скандинавский эпос, переплетенный с мотивами немецких легенд и преображенный авторским видением Вагнера.

Придворная певица Шведского королевского двора Анна Ларссон снискала международное признание в малеровском и вагнеровском репертуаре. Сегодня она выступает в самых престижных залах и оперных театрах. Впервые на оперной сцене Ларссон выступила в Государственной опере Берлина, исполнив партию Эрды в опере «Золото Рейна». В дальнейшем она воплотила и других вагнеровских героинь (Вальтраута, Фрика), в 2011 году певица с большим успехом впервые исполнила партию Кундри в «Парсифале» Вагнера (Ла Монне, Брюссель). В обширном концертом репертуаре Анны Ларссон едва ли не все контральтовые партии вокально-симфонического репертуара. Она постоянно выступает с лучшими оркестрами мира: Венским, Берлинским, Нью-Йоркским, Лос-Анджелесским филармоническими, Лондонским и Чикагским симфоническими, оркестрами Люцернского фестиваля и Римской академии «Санта Чечилия».

Датский бас-баритон Йохан Рейтер начинал карьеру в оперном театре Копенгагена. Среди его ангажементов в вагнеровском репертуаре партии Вотана в «Золоте Рейна» (Баварская государственная опера, Байройтский фестиваль), Вотана в «Валькирии» (Опера Торонто), Ганса Сакса в «Нюрнбергских майстерзингерах» (Национальный центр исполнительских искусств в Пекине), Голландец (Немецкая опера Берлина, Финская национальная опера). Также в репертуаре артиста — Орест («Электра», Венская и Баварская государственные оперы), Воццек (берлинская Дойче Опер) и др.

Выдающийся российский баритон Сергей Лейферкус поет в крупнейших театрах мира, среди которых Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Венская государственная опера, Опера Бастий, театр Шатле (Париж), Ла Скала (Милан) и Театр Колон (Буэнос-Айрес). Он постоянный гость оперных фестивалей в Эдинбурге, Брегенце, Глайндборне, Тэнглвуде, Уэксфорде и Зальцбурге, фестиваля «Равиния» в Чикаго. Многократно сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Зубин Мета, Сейдзи Озава, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Бернард Хайтинк, Неэме Ярви, Курт Мазур и Джеймс Левайн. В репертуаре артиста около пятидесяти оперных партий, среди которых Тельрамунд в «Лоэнгрине», Альберих в «Золоте Рейна» и Клингзор в «Парсифале» Вагнера. Одна из последних постановок с участием Лейферкуса – тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера в режиссуре знаменитого Роберта Уилсона на сцене парижского театра Шатле.

Пресс-релиз московской филармонии