Просто добавь Монтеверди События

Просто добавь Монтеверди

Продолжается фестиваль «Видеть музыку», проходящий при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов

На сцене РАМТ Санкт-Петербургский театр «Зазеркалье» представил спектакль «Декамерон», в котором режиссер Александр Петров соединил новеллы Дж.Боккаччо (в вольном пересказе О.Погодиной-Кузминой) и барочную музыку – мадригалы К.Монтеверди (аранжированные для барочного оркестра и солистов С.Кузьминым) и фрагменты произведений А.Корелли.

Разве «Декамерон» включен в школьную программу? Вы будете удивлены положительному ответу, тем не менее авторы спектакля честно предупредили: строго 18+. Подростки, усаженные на подушки перед сценой, смотрели с интересом: ведь так «смешно», когда взрослые дяди и тети трогают достоинства и катаются по лавочкам.

В этом ли суть спектакля? Наверное, всё-таки нет. Истории, рассказанные Боккаччо, стары как мир и в основном даже не им придуманы. Тут и притчи, и лихо закрученные страсти с убийствами и грабежами, и просто забавные случаи, как неуемная похоть поставила героев в глупое положение. Для спектакля были отобраны 6 новелл, все связанные темой любви – иногда мимолетной, иногда такой крепкой, что даже смерть не может ее прервать.

Художественное значение новелл, разумеется, неравнозначно. От незамысловатой истории о ночных шалостях на постоялом дворе действие переходит к трагикомедии о том, как вдова безвинно убитого мужчины (чей призрак блистательно изобразил Сергей Ваганов) срезает голову с его трупа в экстазе, словно бюджетная версия «Саломеи». Немедленно после этого идет эпик об обманутой жене Сибилле (сольный эпизод Дарьи Наримановой), бежавшей в другую страну и годами притворявшейся мужчиной, пока она не вывела на чистую воду купца Амброджо, пытавшегося убить ее (довольно стереотипный дизайн а-ля Капитан Сильвер, но харизматичная подача Богдана Маргосяна). На концовке некоторые зрители не могли сдержать слез. И это лишь первое действие! Во втором сюжеты опять раскручиваются по восходящей спирали: наивный целомудренный юноша познает прелести жизни во всех смыслах; обедневший Федериго вынужден зажарить собственного сокола, чтобы угодить своей девушке Виоланте (сольная роль Полины Трещёвой); строгая настоятельница женского монастыря, пытаясь уличить монашек в фривольности, сама выставлена на посмешище.

Примечательно, что из всех костюмов эффектней всего выглядели наряды невольниц гарема, с традиционными вуалями, топами и шароварами (художник Мария Медведева). В остальном, на героях было надето нечто среднее между одеждами клоунов и ночными халатами викторианской эпохи.

Если бы спектакль ограничился лишь словесной частью, о нем можно было бы вспомнить со снисходительной улыбкой. Но постановщики сказали себе: «А не замахнуться ли нам на Клаудио нашего Монтеверди?», и похоже, что не смогли откусить от яблока. «Десять мадригалов» – это сильно сказано; скорее фрагменты из десяти мадригалов, приправленные стереотипными «турецкими» танцами (а ведь можно было позаимствовать мореску из окончания «Орфея» того же Монтеверди). Манера пения актеров явно выдает незнание барочного стиля и отсутствие итальянского акцента. На их фоне странно смотрится камерный оркестр под управлением Егора Прокопьева в глубине сцены (которому почему-то не нашлось места под солнцем на финальных поклонах). Они там, понимаете ли, честно стараются соблюсти аутентичный стиль в духе Гардинера. Но между ними и певцами нет консенсуса, и потому все музыкальные фрагменты кажутся неуместными.

Резюмируя: «Декамерон» всегда был и остается актуален потому, что основной инстинкт нашего общества нисколько не изменился за 600 с лишним лет. Осовременивать его – абсолютно правомерно. На фоне других прочтений (например, фильма Пазолини) версия театра «Зазеркалье» еще относительно невинна. Детей водить не рекомендуется, а взрослые найдут себя в героях и посмеются от души.