Романс под брызги шампанского События

Романс под брызги шампанского

Хибла Герзмава выступила на международном музыкальном «Т Фестивале» камерной музыки в Новой Третьяковке

Первый «Т Фестиваль» с успехом прошел в прошлом году и предложил слушателям необычный формат: перед поздними вечерними концертами – шампанское, общение, а также возможность насладиться изобразительным искусством 20-30-х годов XX века, которое в изобилии представлено в Третьяковской галерее на Крымском валу. Но если год назад главный акцент был на том, чтó играют, то сейчас важнее – кто. «Мы постарались пригласить звезд мирового исполнительского искусства», – рассказал программный директор фестиваля, композитор Игорь Райхельсон.

Впрочем, программа тоже концептуально изменилась: уже не скажешь, что большая ее часть отведена музыке XX-го столетия, в афише появились произведения XVIII и XIX веков. Неизменным остается ключевая идея фестиваля – синтез музыки и изобразительного искусства в стенах одного из крупнейших  национальных музеев.

На концерте-открытии выступил 18-летний шведский скрипач Даниэль Лозакович – лауреат международных конкурсов, имеющий эксклюзивный контракт с лейблом Deutsche Grammophon. Молодой виртуоз и программу подобрал соответствующую: Бах, Изаи, Паганини, Крейслер.

Признанный мастер, гитарист Артем Дервоед и квартет артистов ансамбля «Виртуозы Москвы» исполнили музыку Скарлатти, Леньяни, Кошкина. Не обошлось и без эксклюзива – прозвучала композиция «Одержимый» Кевина Кэллахана, посвященная Дервоеду.

А вот вокальных вечеров на «Т Фестивале» еще не было. Третий концерт, наконец, заблистал той самой новой гранью, а заодно – еще одним звездным именем. Хибла Герзмава, несмотря на постоянно растущую конкуренцию со стороны соотечественниц, продолжает оставаться одной из самых востребованных в мире российских певиц. Кстати, мало кто из современных примадонн (и особенно наших) способен хоть на время отвлечься от стереотипных концертов из давно впетых арий с безразличным сопровождением оркестра. Герзмава мыслит иначе: «Любая оперная певица в своем репертуаре должна иметь камерные произведения. Певица должна быть разноплановой».

В этом отношении программа ее концерта на «Т фестивале» была идеальной: жемчужины русского и западного романса, а также оперные арии для лирико-колоратурного сопрано. Партию фортепиано исполняла Екатерина Ганелина, творческий ансамбль с которой завязался у Хиблы еще во времена учебы в Московской консерватории. Пианистка прекрасно чувствует партнера, ее аккомпанемент – весьма аккуратный, но при этом самодостаточный в сольных местах.

Свой рецитал Хибла Герзмава начала с романсов Глинки. «Я помню чудное мгновенье…», «В крови горит огонь желанья…» – вещи  хрестоматийные и гениальные, и оттого особенно сложные: их все знают вдоль и поперек. Но цельность интерпретации, стилевая чуткость и чистота интонации мгновенно погружают слушателя в атмосферу «русского золотого века» и позволяют почувствовать то самое гармоничное слияние музыки и текста, за которое мы так ценим Глинку.

Южное тепло и dolce vita – в баркароле «Венецианская ночь» на слова Ивана Козлова. В знаменитом «Жаворонке» поразила филигранность интонирования и звонкость. В завершение глинкинской темы – «Я здесь, Инезилья», спетая страстно и с азартом, и так, чтобы никто не забыл: на сцене – большая оперная артистка.

Из романсов Римского-Корсакова Герзмава выбрала «самое-самое»: «Не ветер, вея с высоты…», «Редеет облаков летучая гряда», «Звонче жаворонка пенье». Атмосфера получилась удивительно «корсаковская»,  полная красок, немного отстраненной поэтичности и трепетного чувства. Пожалуй, именно в этих миниатюрах ансамбль певицы и пианистки был особенно совершенным.

От русской вокальной лирики – к западной. Рейнальдо Ан – малоизвестный французский композитор, ученик Массне и Сен-Санса, друг Верлена и Малларме – одним словом, типичный представитель «прекрасной эпохи». Романс «К Клорис» –воплощение изысканности и красоты, вполне в духе времени. Творчество старшего коллеги Ана, Габриеля Форе гораздо более востребовано в камерном репертуаре. Всего песен (или mélodies) у него около сотни. В программу концерта вошли две, совсем ранние: «Мотылёк и фиалка» на слова Гюго и «Пробуждение» на текст Бюссин. И опять – точнейшее попадание в стиль, идеальная фразировка и прекрасное французское произношение.

На финал дива припасла свои коронные оперные партии: это ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» и Вальс Мюзетты из «Богемы» Дж.Пуччини. А вот в качестве Леоноры из «Трубадура» Верди певица дебютировала только этим летом в Мадридской королевской опере. Знаменитую арию Леоноры Герзмава исполнила с шиком и проживанием – будто со сцены театра. На бис прозвучали популярнейший итальянский хит «Non ti scordar di me» Э. де Куртиса и залихватская русская народная «Улица, ты улица, широкая моя», на последнем аккорде которой, вместе с поклоном крикнув «Всё!», примадонна сорвала восторженные овации.

Звездный десант на «Т Фестивале» продолжит «высадку» в Новой Третьяковке до 14 декабря. 19 октября Кристофер Парк (фортепиано), скрипачи Марк Бушков и Екатерина Асташова, Андрей Усов (альт) и Александр Бузлов (виолончель) исполнят камерные произведения Шумана, Рахманинова и Райхельсона. Восходящая оперная звезда Айгуль Ахметшина (меццо-сопрано) и «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова представят программу из произведений Моцарта, Дебюсси, Бизе, Грига, Сен-Санса и Чайковского. На заключительном концерте услышим  сильный дуэт – скрипача Павла Милюкова с пианистом Борисом Березовским. А 20 ноября ожидается редкое событие: с сонатами Моцарта и Бетховена выступит Михаил Плетнев.

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»