В конце августа фестивальная карта Москвы пополнилась новым музыкальным проектом. Международный оперный фестиваль «Barocco Nights» представил публике пять тематических программ в формате open air на территории Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».
Не обязательно отправляться в концертные залы с их безупречно выстроенной акустикой или смотреть профессиональную видеозапись, чтобы насладиться популярными барочными ариями в исполнении признанных и восходящих звезд оперного олимпа. Можно прийти в старейший ботанический сад России (которому, к слову, в этом году исполняется 313 лет), где не так давно возникла активно развивающаяся музыкальная площадка. Здесь публику призывают расположиться под открытым небом в окружении коллекционных растений, произвольно выбрать место локации (поближе или подальше от сцены), уютно утонуть в мягких пуфах с теплыми пледами и горячим кофе, чтобы погрузиться в музыкальный мир барокко и забыть о столичной суете как минимум на полтора-два часа. Эта идея руководства «Аптекарского огорода» выглядит столь же дерзкой, сколь и интригующей. Впрочем, подобный формат концертов (академическая музыка на лоне природы) имеет прочный фундамент традиции, как барочного пленэрного исполнительства, так и современных европейских летних фестивалей.
Главный козырь проекта – каст исполнителей, хорошо известный в мире барочной оперы. Помимо Юлии Лежневой, безусловного хедлайнера фестивальной афиши, это артисты продюсерского центра «Parnassus ARTS Productions», регулярно осуществляющего барочные постановки в Европе: контратенор Юрий Миненко (Украина), сопрано Александра Кубас-Крук (Польша), меццо-сопрано Ниан Ван (Китай) и сопрано Диляра Идрисова (Россия). «Младшее звено» фестивальной команды представлено двумя меццо-сопрано, запомнившимися участием в телепроекте «Большая опера», – Василисой Бержанской, чья карьера сегодня складывается головокружительно, и юной Яной Дьяковой. За инструментальную часть отвечали три российских коллектива, специализирующихся на барочном исполнительстве: Questa Musica (дирижер – Филипп Чижевский), Pratum Integrum (художественный руководитель – Павел Сербин, концертмейстер – Сергей Фильченко) и La Voce Strumentale (дирижер – Дмитрий Синьковский).
Оригинальный вектор каждого концерта – еще одна приманка для меломанов. «Коллекция оперных шедевров в пяти концептуальных программах» – заявлено в репертуарном проспекте. А сами программы обозначены в афишах на европейский манер: «The Handel», «The British Orpheus», «The Farinelli», «La voce», «The Drama Queens». Структура фестиваля по-барочному симметрична: три сольных концерта обрамлены двумя концертами гала.
Открытие фестиваля 24 августа монографическим концертом Георга Фридриха Генделя, этой знаковой фигуры в истории оперы барокко, – ход беспроигрышный. Тем более что популярные номера из «Альцины», «Ринальдо», «Юлия Цезаря», «Роделинды», «Ксеркса», «Агриппины» были доверены опытным «генделианцам» Александре Кубас-Крук и Юрию Миненко в сопровождении ансамбля Questa Musica. Квинтэссенцией технического мастерства сопрано и контратенора стали исполненные в финале концерта барочные хиты «Un pensiero nemico di pace» («Триумф времени и бесчувствия») и «Crude furie degl’orridi abissi» («Ксеркс»). А лирическую кульминацию венчал ювелирно исполненный и повторенный на бис дуэт Роделинды и Бертарида «Io t’abbraccio».
Концерт Диляры Идрисовой 25 августа с английской программой «Британский Орфей» не просто «разбавил» итальянскую монополию фестивальной афиши, но и представил певицу в новом амплуа. Изысканная меланхоличность музыки Генри Пёрселла и лучезарная галантность арий Томаса Линли, прозванного «английским Моцартом», оказались для солистки столь же органичными, как и привычный итальянский репертуар. Благодаря серии инструментальных, преимущественно танцевальных номеров из пёрселловской «Королевы фей» в виртуозном исполнении ансамбля Questa Musica вечер получил дополнительный объем и легкий привкус английской «маски».
Антология арий из репертуара выдающегося певца-кастрата XVIII века Карло Броски (Фаринелли) – сольный концерт контратенора Юрия Миненко с ансамблем Pratum Integrum, состоявшийся 30 августа. Эту программу артист исполнил впервые и подготовил специально для московского фестиваля, на который выбрался во время недельного «окна» между записью оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши» и репетициями генделевской «Агриппины» в Лондоне. Выбор пал на медленные арии, где в фокусе не вокальная эквилибристика, а пластичность кантилены, ровное звучание в разных регистрах, изысканная орнаментация каденций. Утонченному тембру контратенора вторил гибкий аккомпанемент Pratum Integrum. Инструментальный остов концерта составили Симфония соль минор Хассе и ми-минорный Скрипичный концерт Вивальди (солист – Сергей Фильченко). В финале концерта публика услышала самые известные хиты Фаринелли: бравурную «Sol qual nave» («Артаксеркс» Броски) и скорбную «Lascia сh’io pianga» («Ринальдо» Генделя).
Концерт «La voce» Юлии Лежневой и ансамбля Дмитрия Синьковского La Voce Strumentale, представленный 31 августа, в точке золотого сечения фестивального календаря, – кульминация и аншлаг. Программа, премьера которой состоялась накануне в австрийском Инсбруке и швейцарском Сьоне, включала вокальные шедевры Вивальди, Порпоры, Генделя, Хассе и Грауна. Феноменальный голос певицы вкупе с тонким артистизмом, обаянием и фанатичной самоотдачей превратили выступление в подлинный фейерверк барочных арий. Этому высокому градусу отвечало мастерство музыкантов La Voce Strumentale. В качестве инструментальных интермедий прозвучали Адажио и фуга соль минор Хассе и ре-минорный Концерт для скрипки, струнных и клавесина Вивальди (RV 242). В течение вечера Дмитрий выступил не только в качестве дирижера и скрипача, но и исполнил партию контратенора в дуэтах с Юлией. В арии «Zeffiretti, che sussurrate» («Геракл на Термодонте» Вивальди) это был эффектный розыгрыш типично барочного топоса – диалог с эхо. А на бис припасли «Vivo in Te» («Тамерлан» Генделя) и «Caro! Bella!» («Юлий Цезарь» Генделя).
Финальный гала-концерт под названием «Королевы драмы» 1 сентября с участием Ниан Ван, Василисы Бержанской, Яны Дьяковой и ансамбля Questa Musica привнес в фестивальную палитру еще одну типично барочную тему – соперничества. Выступление в одной программе трех меццо-сопрано напомнило о традиции вокальных поединков барочных примадонн. И публика охотно откликнулась на эту аналогию, более других выделив овациями выступления Василисы Бержанской. Пикантные ноты к этому контексту добавили и случайно возникшие quasi-дуэли: Яна Дьякова и Ниан Ван исполнили арии, которые на фестивале уже звучали в исполнении Юлии Лежневой («Come nave in mezzo all’onde») и Юрия Миненко («Sposa, non mi conosci», «Sol qual nave», «Lascia la spina» / «Lascia сh’io pianga»). Впрочем, ретроспектива истории музыки свидетельствует, что дух конкуренции был частью творческой жизни не только артистов, но и композиторов-современников. Это спустя три столетия сочинения Генделя и Порпоры, Хассе и Вивальди мирно уживаются на одной сцене в дни фестиваля «Barocco Nights», тогда как в XVIII веке вокруг их имен и произведений разворачивались нешуточные музыкальные баталии
Оперный фестиваль завершен. Возвращаясь к теме актуальности и новизны его формата, можно заметить, что проект-новобранец имеет все шансы закрепиться в сегменте «доступная классика». И заодно предложить собственный взгляд на давний исторический спор об элитарности/популярности оперного жанра. Тем более что первый опыт доказал, что «искусство для избранных» вовсе не противится быть «искусством для многих».
Филипп Чижевский, руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica |
Если попытаться сформулировать, что такое для меня музыка барокко, то это – чувства. Чувства, полные контрастов и противоречий. Глубоко символично, что в нотах тогда не так много писали, и музыкант имел пространство для импровизации и фантазии. Мое глубокое убеждение, что музыку барокко нужно интерпретировать с позиции нашего времени. Жильные струны, низкий строй – для меня не самоцель. Самое главное, чтобы была свежая эмоция, которая актуальна сейчас. Мы давно дружим с организаторами фестиваля и принимаем участие во многих проектах на этой относительно новой концертной площадке нашего города. Мне кажется, у этого места своя особая атмосфера. Барочный open air в центре Москвы – прекрасная идея, и ее стоит культивировать.
Юлия Лежнева, сопрано, Россия |
Впервые я встретилась в качестве исполнителя с музыкой барокко в одиннадцать лет. С тех пор она стала моим талисманом. Я всегда с удовольствием ее исполняю. Для концерта «La voce» мной были выбраны самые любимые произведения из наследия Вивальди, Генделя и Порпоры. В эпоху барокко существовало много оперных хитов, которые публика знала наизусть. Поэтому для певца было важно по-новому представить известное произведение и внести свою изюминку. В этом, как мне кажется, тоже заключается уникальность музыки XVIII века. Мне вдвойне приятно выступать с этой программой в России. Очень хорошо, что такой фестиваль проводится в Москве, что наша публика знает и любит иногда не простую музыку эпохи барокко.
Юрий Миненко, контратенор, Украина |
Уникальность барочной музыки в том, что она содержит массу неизвестного и неизведанного. Благодаря интернету мы имеем возможность доступа к редким партитурам, чтобы открыть публике заново удивительный мир той эпохи. Помимо этой новизны и свежести, барокко подкупает эмоциональностью и тонкой градацией аффектов. Вместе с тем здесь есть место и чисто техническим «трюкам». «Barocco Nights» – мой первый опыт участия в барочном фестивале в России. Интересна прежде всего программа: пять тематических концертов, каждый из которых представляет свой неповторимый ракурс. Например, я участвую в двух программах с фокусом на наследии Генделя и репертуаре выдающегося певца-кастрата и не менее выдающегося общественного деятеля Карло Броски (Фаринелли).