Мария Леттберг, уроженка Риги (р.1970) и выпускница Петербургской консерватории, известна публике как специалист по Скрябину. Однако в поле ее интересов попадают и другие, менее известные композиторы, в особенности русские и скандинавские. В этот раз она посвятила диск сочинениям Зары Левиной (1906–1976). Оба ее фортепианных концерта, представленные в данной записи, пронизаны оптимизмом и жаждой жизни, несмотря на сложный жизненный путь композитора.
Музыка и стиль пианизма первого концерта чем-то близки Рахманинову. Романтическая чувственность сочетается с градом токкатных пассажей, напоминающих уже о Прокофьеве и Бартоке. Цитируя буклет, «эта музыка помещает, казалось бы, знакомые элементы в новый контекст». Так пишет дочь Левиной, Екатерина Чемберджи.
После первой части мужественного начала, опять же, напоминающего Второй фортепианный концерт Рахманинова, в медленной части устанавливается грустное и меланхолическое настроение. Здесь очень хорошо настроен баланс между скрипками, повторяющими аккорды в верхней тесситуре и духовыми, помещенными в среднюю тесситуру. По контрасту, финал – это всплеск веселья и надежды (напомним, концерт был написан в годы Великой Отечественной войны, еще до того как стал понятен ее исход). Задорный фагот, игривые кларнеты – и вот уже весь оркестр зашелся в пляске жизни.
Второй концерт (1975) по сравнению с первым более эклектичный. К прежнему романтическому стилю добавляются кластерные аккорды и более свободные гармонии, указывающие на эволюцию стиля Левиной. Инструментовка становится более дробной, почти как для камерного оркестра. Внутри единственной части концерта многократно сменяются чувства, от квази-похоронного марша до судорожных попыток найти успокоение.
Запись, сделанная в 2016 году Симфоническим оркестром Берлинского радио и изданная в 2017 году австрийской фирмой Capriccio, соответствует традиционным немецким стандартам качества. Баланс между солисткой и оркестром соблюден практически идеально. Из недостатков интерпретации можно отметить, что порой оркестру не хватает той энергии и напора, которые, безусловно, заложены в музыке. Подобные же упреки предъявлялись дирижеру Ариане Машиах в других ее записях, в частности фортепианных концертов Пуленка.