Негромко, вполголоса, светло События

Негромко, вполголоса, светло

Его оплакивали коллеги, друзья, ученики и те, кто лично знаком не был, но, конечно, знал – а знала и любила его вся страна

Природа выбрала Захарова, чтобы дать образец профессионального совершенства. Его имя – синоним «Ленкома»  коллектива талантливого, стабильного, надежногоТаким был и Марк Анатольевич. Его авторский театр – одна из самых ярких страниц летописи русского театра. На захаровских спектаклях  а каждая премьера становилась событием  воспитано несколько поколений зрителей. Марк Анатольевич к их мнению прислушивался и считал, что театр, теряющий контакт с публикой, деградирует. Любовь была взаимной – даже в самые неблагополучные для искусства годы перед «Ленкомом» не стояло задачи вернуть зрителей в зал  он всегда был переполнен.  

Марку Захарову судьба уготовила подхватывать «провальные и проблемные» начинания. Возглавил Театр имени Ленинского комсомола в 1973-м, когда труппа переживала катастрофический кризис после отстранения от должности главного режиссера Анатолия Эфроса. В телевизионный кинематограф он пришел, когда тот считался непрестижным, бесперспективным, и блистательно возродил агонизирующий жанр. Марк Анатольевич оказался лучшим из редчайшей и, пожалуй, уже ушедшей породы строителей театра. Великая стройка на Малой Дмитровке началась 45 лет назад и с теми, кто остался в разрушенной труппе – редчайший факт: никто, ни один актер не был уволен!  

За режиссером тянулся шлейф неблагонадежности: талантлив, самобытен, но несколько опасен: слишком острыми казались его постановки в Студенческом театре МГУв Маяковке и Театре сатиры закрывались его спектакли, вызывавшие излишние ассоциации у советских граждан. Цензоры понимали правильно: режиссер всегда говорил правду и рассуждал о дне сегодняшнем. Ренессанс «Ленкома» начался сразу – «Тиль» с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым, «Иванов» с Евгением Леоновым, «Революционный этюд» с Олегом Янковским«Жестокие игры», «Три девушки в голубом», «Оптимистическая трагедия»  лишь часть сочинений первого десятилетия. Он был первооткрывателем, первопроходцем, творившим вне конъюнктуры. Легендарный долгожитель (35 лет аншлагов!) «Юнона и Авось» до сих пор собирает полные залы, и молодость спектакля – одна из захаровских тайн. Он говорил, что композитор Алексей Рыбников многие фрагменты музыки не сочинил, а уловил с небесрождавшиеся мелодии вели к нам щемящие церковные песнопения«Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу». Быть может, действительно, сакральные мотивы усыпили бдительность судей и нарушили логику советской пристальности? Иначе и не объяснить, почему – рок-оперу, в центре Москвы, на драматических подмостках – приняли сразу и без всяких поправок – такой благости никто не ждал. Впрочем, советский зритель узнал русскую рок-оперу раньше и тоже с легкой руки Захарова и Рыбникова: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», долго прорывавшаяся на сцену – спектакль тормозили двенадцать раз,  имела оглушительный успех. Как и детский мюзикл «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова 

Дуэт режиссера и композиторов подарил уникальные фильмы«12 стульев» и «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт» и «Формула любви», «Убить дракона» и «Тот самый Мюнхгаузен» сопровождали мелодии Геннадия Гладкова и Алексея РыбниковаОт захаровских картин на душе становилось тепло, они сразу оказывались хитами, песни из них запели все, от школьников до пенсионеров. Соглашались с Остапомчто «наслажденье скользить по краю!», смеялись над куплетами Администратора «А бабочка крылышками  бяк-бяк-бяк-бяк!», ждали чуда под песню Волшебника «Нелепо, смешно, безрассудно…», прощались – «негромко, вполголоса, светло». А уж песня о бедном рыбаке и его невесте маре белла донна… уно моменто») звучала сигналом встреч, паролем дружбы. 

Композиторов поражало, как необыкновенно тонко чувствовал Марк Захаров музыку – под нее репетировал и снимал, в штате театра собрал музыкальный ансамбль, и не раз режиссер получал несправедливые упреки за чрезмерное пристрастие к пению и танцам. Марк Анатольевич признавался: «Для меня священны Чайковский и русская классика. Любимый композитор – Сергей Прокофьев, будучи студентом я снимался в массовке фильма-балета Ромео и Джульетта, эту музыку слушал каждый день, и она казалась мне новой. Колючее и непривычное, что было в прокофьевских мелодиях, стало мне бесконечно близко и дорого». 

Романтическая вселенная его театра, который не спутать ни с каким другим, дышала музыкой. Театр-праздник, яркий, зрелищный, музыкальный, лирический, трогательный, насмешливый, веселый, мудрый. В основе – принцип контрастов, неожиданные полеты смыслов, лихие виражи чувств. Захаровские спектакли с их мощным каркасом можно разбирать как пособие для постановщиков, будущих и настоящих,  настолько они крепко скроены, кропотливо разобраны, ювелирно сложены на перекрестках настроений со всеми «коридорами импровизаций» и «преувеличенной энергетикой». Его режиссура  конкретна, темы – актуальны, форма – дисциплинированна, ритм – отточен до мелочей, скорость – стремительна. Он не придумывал мучительно длинных сочинений, его сценические создания доступны любому зрителю: неопытному новичку, интеллигентной даме, шикарному бомонду, уверенному бизнесмену, ученому интеллектуалу. Он обращался ко всем и знал, что внимание нужно взять с первых минут и не отпускать до финала. Никаких пустых мест и внезапных торможений. 

Каждый спектакль был масштабен и победителен – всегда. Всегда – непредсказуем. Творил щедро и заразительно, одаривая нас счастьем. За захаровскими ролями, представленными его артистами, стояли не рефлексии конкретных персонажей, а обобщения, типажи, судьбы. Взгляд на человеческую суть. Казалось, создавая образы, он получал наслаждение, ставил легко и даже играючи. Потную изнанку и муки поисков он неизменно скрывал «за кадром». Публике доставался восторг лицедейства  чудо и необыкновенное. «Театр должен оставлять послевкусие радостное и приятное, а не гнетущее и тягостное. Сложностей в нашей жизни хватает, как и отрицательных эмоций. Добавлять их, как и пугать зрителей мне никогда не хотелось. И сегодня не хочется». Поэтому он, великий сочинитель ликующих спектаклей-радостей не впускал в них «чернуху», бытописательство, «подвальные» терзания. 

Загадочная тонкая захаровская ирония и абсолютное чувство юмора отмечают все счастливцы, его знавшие«Знаете, меня еще в школе учили, что у Гоголя в Ревизоре главный герой  смех. Думаю, юмор, гротеск и сарказм вызывает здоровый смех, и он компенсирует недостаток положительных явлений жизни и нехватку идеальных персонажей на сцене». Его художественному языку подражать невозможно, он создал театр мировоззрения, а не трюков и приемов, спектакли публицистической пылкости и нежнейшего лиризма. Он сам, шутя, говорил накануне своего 85-летия: «Во мне бушует то, что я называю дурной романтикой и дурным оптимизмом, и мне все время хочется не навредить, не усугубить зрителям неприятности, накопленные в жизни».   

Он всегда придумывал свое новое произведение вместе с автором, будь то классик или современник. С писателем выстраивал особые отношения, конструировал литературную основу (как не вспомнить исключительный тандем с Григорием Гориным?)смешивал разные произведения одного писателя, а то соединял казалось бы несоединимое – Аристофана и Чехова, например. Называл эти адаптации «нашими фантазиями и нашими добавлениями в сюжет». 

Он расточительно относился к своим «детям»: сокращал уже готовые искрометные сцены, до репризной лапидарности оттачивал реплики. Сколько щегольских афоризмов он подарил своими сочинениями: «Вы великий человек, сэр, не испорченный культурой»,  «Хорошо-то как, Машенька! – Я не Машенька. – Все равно хорошо», «Пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы». Ну и, конечно: «Умное лицо  это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».  

Марк Анатольевич часто говорил о единомышленниках. Возведенный им театральный дом и был заселен соратниками. Он собрал одну из самых ярких и неповторимых трупп, каждый был им выращен, яркие звезды собраны в ансамбль, в котором индивидуальности не «толкали» друг друга, не выбивались из единого стиля. Своих актеров Захаров-педагог надежно вооружил профессией и привил им тонкий вкусИрина Купченко заметила точно: «Если слышу, что кто-то на съемочной площадке из Ленкома, понимаю: значит, мастер. Работать в театре Захарова – уже знак качества». Отличные наставники владеют методами воспитания  синтетического актеракоторый умеет петь и плясать, «вживаться в образ» и ярко произносить текст. Захаров умел бо́льшее – его ученики (ленкомовцы так себя называли и называют, несмотря на собственный возраст) в своей игре совмещают две сферы: эмоциональную и рациональную, достигают высот в психологической точности, легко переходят от романтического ликования к «приземленным» анекдотам, от задушевной сентиментальности к отважным декларациям, а мечты о будущем «прошивают» нежной ностальгией о былом. Когда в «Ленком» пришла беда и увела из жизни любимых актеров и сподвижников, одного за другим, то Марк Анатольевич (он одиноко переживал эту боль) «предъявил» новое поколение – столь велика прочность этого театра. Дела, которому он служил – без иллюзий и ложных представлений. В Захарове-режиссере было мало популярное сегодня почтение к «старикам». Они уже плохо ходили, подводила память, но на радость зрителям Марк Анатольевич придумывал для них потрясающие сцены в спектаклях. Уверена, они продлили земной путь Татьяны Пельтцер и Леонида Броневого. 

Захаров был беспощадно строг к своим сочинениям: периодически наводя ревизию в ленкомовском хозяйстве, он расставался со спектаклями, полными сил и живых эмоций. Видимо, его вели свои размышления о постановках, которым он не позволял стареть, не давал падать ниже какой-то только ему ведомой черты. «Тиль» и «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Мудрец», «Пер Гюнт» покинули сцену, кажется, слишком рано. Теперь ушел и их создатель. Прожита жизнь – достойная, деятельная, талантливая. Она – пример того, как много в искусстве может сделать один человек, если он – Марк Захаров. 

  

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати