Живая запись концерта 10–11 марта 2017 года из бостонского Symphony Hall, осуществленная на лейбле Myrios Classics, не должна остаться незамеченной в среде настоящих ценителей – гурманов! – музыки. Одно лишь исполняемое произведение – Концерт для фортепиано, оркестра и мужского хора C-dur op. 39 Ферруччо Бузони, величайшего пианиста и оригинальнейшего композитора своего времени – стоит того.
Пожалуй, это самый необычный и самый редко исполняемый фортепианный концерт за всю историю жанра. Пять частей (третья часть Pezzo serioso, в свою очередь, состоит из четырех «глав»; как бы «концерт в концерте» со своей внутренней драматургией), хоровая партия в Финале, продолжительность более 70 минут – это поистине симфония, сродни бетховенской Девятой. Но невероятная, если не сказать трансцендентная, сложность фортепианной партии делают произведение настоящим вызовом для исполнителей. И, к сожалению, мешают его популярности: очень немногие пианисты решаются этот вызов принять.
Кирилл Герштейн, американский пианист российского происхождения, как раз является мастером листовско-бузониевского толка. Ему одинаково доступны все виды фортепианной техники – от мелкого «рассыпчатого бисера» до «многоярусных» аккордов, не деревянно-грохочущих, но певучих и наполненных «грудными» обертонами.
Герштейн предстает в Концерте не только как безупречный виртуоз, но и как тонко чувствующий художник-философ. В этом ему помогает ведущий оркестровый коллектив США, Бостонский симфонический оркестр под управлением финского дирижера Сакари Орамо.
«Конек» Орамо – в первую очередь музыка позднего романтизма рубежа XIX–XX веков. Кстати, живя одно время в Гельсингфорсе (Хельсинки), Бузони был учителем Яна Сибелиуса, одного из любимейших композиторов Орамо. И именно в романтическом Концерте Бузони дирижер и пианист по-настоящему нашли друг друга! Они гармонично и естественно взаимодействуют в своей излюбленной стихии – то рисуя широкими мазками лирический пейзаж (в первой части Prologo e Introito), то восторженно ликуя (во второй части Pezzo giocoso), то отдаваясь неистовой пляске (четвертая часть All` Italiana) и, наконец, восходя от траурного марша к торжественному гимну (в Финале Cantico), в котором сливаются воедино фортепиано, оркестр и человеческий голос (Танглвудский фестивальный хор). Бузони взял отрывок из пьесы датского писателя Адама Готлоба Эленшлегера «Аладдин, или Волшебная лампа» (изначально по этой пьесе он собирался написать оперу). И если попробовать передать в нескольких словах суть его феноменального Фортепианного концерта, то лучше всего воспользоваться последними строками из Финала: «Жизнь и смерть, играя, сменяли друг друга… Мертвый мир отныне воскрешен, и стих умолкает, воздавая хвалу Божеству!»