Daniil Trifonov <br>Destination Rachmaninov: Arrival <br>Piano Concertos 1&3 <br>The Philadelphia Orchestra, Yannick Nézet-Séguin <br>Deutsche Grammophon
Релизы

Daniil Trifonov
Destination Rachmaninov: Arrival
Piano Concertos 1&3
The Philadelphia Orchestra, Yannick Nézet-Séguin
Deutsche Grammophon

На лейбле Deutsche Grammophon вышел второй диск оригинального проекта Даниила Трифонова с амбициозным названием «Destination Rachmaninov» (англ. «Пункт назначения: Рахманинов»). Предыдущий диск «Destination Rachmaninov: Departure» («Отправление») с записью Второго и Четвертого фортепианных концертов был оценен и критикой, и слушателями чрезвычайно высоко. После его выхода газета The Guardian писала: «Трифонов, пожалуй, самый впечатляющий пианист, появившийся на международной сцене за последние тридцать лет, и несравненный интерпретатор Рахманинова».

«Вторая серия» – «Destination Rachmaninov: Arrival» («Прибытие») – заслуживает не менее восторженных эпитетов. И главное, что сразу хотелось бы отметить, – свежесть, «незаигранность» звучания. Порой невольно ловишь себя на ощущении, что слышишь впервые вроде бы давно знакомые произведения.

Открывает новый диск транскрипция первой части поэмы для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» (ор. 35), принадлежащая самому пианисту, – «The Silver Sleigh Bells» («Серебряные бубенчики»). Мы слышим именно бубенчики и именно из чистого серебра! Вечерний покой, тихая грусть и в то же время безмятежность, санный путь, блеск снега под луной… «Этот звон о любви говорит…» Известно, что Даниил Трифонов большой любитель живописи. И сам – настоящий мастер колорита. В его игре волшебные воздушные pianissimi сменяются мощными полнозвучными органно-колокольными аккордами. Под обаяние невероятной музыкальности этого пианиста подпадаешь сразу и навсегда.

Первый концерт для фортепиано с оркестром fis-moll (op. 1) продолжает наращивать эмоциональную волну, заданную в начале. Перед нами – сама юность, прекрасная в своей наивности. Взволнованность и трепетность, взлеты и падения, страсть и нежность – рассказ о перипетиях первой любви. Принято считать, что этот Концерт еще не вполне «рахманиновский»; написан семнадцатилетним композитором под влиянием, с одной стороны, Чайковского и Рубинштейна, а с другой – Шумана и Листа. Трифонов исполняет вторую редакцию 1917 года, и ему удается поставить под сомнение это расхожее мнение, подчеркнуть именно «рахманиновскую жилку» и наполнить Концерт по-настоящему рахманиновским духом и размахом.

Но особо хочется выделить фортепианную транскрипцию Вокализа (ор. 34, № 14), которая у Трифонова прозвучала без всякой лирики, неподдельно трагически, с внутренней болью. Плач-колыбельная над умершим… Тихое прощание с тем, что оставляешь навсегда и что тебе бесконечно дорого. Трудно было достичь более убедительной и оригинальной интерпретации этого, можно сказать, «заезженного» произведения!

Не менее живо, временами пронзительно, с широким «размашистым» Финалом звучит у Трифонова один из самых любимых пианистами-виртуозами Третий концерт d-moll (op. 30). Его игра настолько естественна, а передача каждого нюанса настолько прочувствована, что совершенно забываешь о технических сложностях, присущих этому произведению. А заставить забыть о «виртуозной стороне вопроса» – это уже высший пилотаж исполнительского мастерства!

Весь проект «Destination Rachmaninov» Даниил Трифонов записал с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Янника Незе-Сегена. Пианист отмечал, что «эти музыканты, как никто другой, хорошо понимают природу музыки Рахманинова». А еще признался: «Рахманинов неисчерпаем. “Прибытие” – совсем не конец пути, а продолжение постоянного исследования».

Стало быть, будем с нетерпением ждать новых открытий!