Ростовская филармония представила проект Антона Танонова “Репетиция оркестра” События

Ростовская филармония представила проект Антона Танонова “Репетиция оркестра”

Как рождается современная музыка? На этот и многие другие вопросы, связанные с процессом воплощения в звуках самых смелых идей композиторов XXI в., смогли получить ответы участники проекта «Репетиция оркестра», прошедшего в Ростовской филармонии 18 ноября.

Симфонический мастер-класс был инициирован Союзом композиторов России и проведен в рамках форума, посвященного 80-летию его Ростовской организации. Выступление оркестра прошло в формате «открытой репетиции», позволяющем преодолеть сложившуюся в течение нескольких столетий дистанцию между композитором, исполнителем и слушателем и раскрыть все тонкости уникального процесса создания музыкального произведения.

В проекте принял участие выпускник Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова 2019 года, недавно вступивший в Союз композиторов Евгений Кремнев (Ростов-на-Дону), молодая, но уже известная Зульфия Раупова (Казань) и один из мэтров современной симфонической школы – профессор Геннадий Толстенко (Ростов-на-Дону). Провели симфонический мастер-класс председатель Ростовской организации Союза композиторов, профессор Анатолий Цукер и музыковед-лектор Ростовской филармонии Мария Гринева. В исполнении дирижера Михаила Леонтьева (Санкт-Петербург) и Ростовского академического симфонического оркестра прозвучали: симфоническая сюита «Северный ветер», «Медитация № 6» и симфоническая картина «Золотой храм» по одноименному роману Юкио Мисимы.

В процессе «репетиции» сюиты возникла масса занимательных тем, касающихся не только истории создания произведений, но и драматургии и нюансов исполнения и даже проблем создания музыки на современном этапе развития музыкального искусства. О возникновении замысла сюиты «Северный ветер» Евгений Кремнев рассказал следующее: «Это шесть этюдов, и в каждом этюде есть своя особенная техника, как для композитора, так и для исполнителя, и есть особые ключи, как исполнить каждый этюд, чтобы это прозвучало хорошо». В произведении объединены скандинавский фольклор и уникальная культура русского севера, сплотившиеся в один образ.

Анатолий Цукер, Геннадий Толстенко, Евгений Кремнев, Зульфия Раупова

Рождение новой интерпретации произведения Геннадия Толстенко «Медитации №6» также сопровождалось различного рода дискуссионными вопросами, которые касались концепции этого известного произведения. На вопрос Анатолия Цукера о том, что с понятием медитации обычно связывают тихую и медленную музыку, а в произведении воспроизведен образ раскатов грома, задействованы литавры в качестве солирующего инструмента, автор отметил: «Я хотел вот о чем сказать, в мире все существует одновременно, нет разделений, да, действительно где-то существует война, где-то существует абсолютный покой, где-то вообще нет жизни на земле, поэтому из такого соотношения полярных вещей возникает многообразие мира, но при сохранении его целостности». Совершенно по новому прозвучало и сочинение Зульфии Рауповой – симфоническая картина «Золотой храм». Автор отметила: «Мне хотелось показать, как из человека верующего главный герой превращается в монстра, сжигающего храм».

Присутствующий в зале автор проекта, глава Санкт-Петербургского филиала Союза композиторов России Антон Танонов отметил: «Мне кажется, сегодня вечером этот проект обрел новую ступеньку, начинался он в Санкт-Петербурге, там он проходил в другом формате, в другом темпо-ритме. Сегодня мне он очень нравится, наблюдать очень интересно».

Активно включившийся в проект Михаил Леонтьев раскрыл некоторые тайны работы дирижера с оркестром, а артисты ответили на вопросы слушателей. В результате задействованные в процесс исполнения современной музыки зрители узнали тонкости ее возникновения.