В этом году эксперты музыкального театра отсмотрели 386 спектаклей из 75 городов. Среди фаворитов – Екатеринбург, Москва и Пермь: по количеству упоминаний в лидеры выбился Урал Опера Балет с девятнадцатью частными номинациями, следом идут Большой и Пермский оперный театр, замыкает список фаворитов МАМТ. Журнал «Музыкальная жизнь» дает возможность высказаться и экспертам, и тем, кто наблюдает за развитием событий на фестивале-премии со стороны.
Майя Крылова, |
Нельзя сказать, что прошедший театральный сезон в музыкальном театре был чреват какими-то новыми, неожиданными, особыми тенденциями, а эксперты «Золотой Маски» это зафиксировали. Скорее можно говорить о продолжении пройденного, закреплении давно или недавно найденного. Общие черты нынешней оперно-балетной афиши – сочетание традиционного и новаторского (при том, что самое новаторское идет в номинацию «Эксперимент»), чистых жанров и спектаклей на «пограничных» жанровых рубежах. Это традиционные тенденции «Маски». Плюс довольно широкая география – от двух столиц до Улан-Удэ и Омска, причем спектакли из Бурятии – редкие гости на фестивале, поэтому появление балета «Талисман» особо приятно.
Афиша в целом репрезентативна – трагедии и комедии, хиты мирового репертуара и редкие названия, классика, которой в театрах традиционно больше, и отдельные, но заметные опусы наших современников, «режиссерская опера» и достаточно традиционные по форме, но крепко сделанные спектакли. Есть образцы чистой развлекательности и пример публицистичности (инклюзивный спектакль «Аллюки» из Казани, посвященный проблеме исчезновения малых языков).
Не произошло подвижек в номинации «Оперетта/мюзикл», где есть мюзиклы и нет оперетт, но такова театральная реальность: этот жанр пребывает в постановочном кризисе. Удручает отсутствие опер Мариинского театра, и, увы, не первый год: дело в неудачном выборе театром режиссеров-постановщиков. Зато радуют – также не первый год – успехи театра «Урал Опера Балет», чемпиона по числу номинаций, обогнавшего даже Большой театр. Так же, как радуют независимые танцевальные компании, которые продолжают создавать качественные постановки в трудных социальных и финансовых условиях.
С моей точки зрения, есть явные проколы в экспертном отборе. Самые очевидные – отсутствие балета МАМТ «Прогулка сумасшедшего» в шорт-листе и невыдвижение на лучшую женскую роль Альбины Латиповой за партию в спектакле ГАБТ «Путешествие в Реймс». Можно спорить и о том, почему и по каким критериям те или иные «движенческие» постановки попали в номинацию «Балет» или в номинацию «Современный танец». И почему и как отбирались солисты-номинанты, например, в том же «Реймсе» или в опере «Три сестры»: понятно, что всех не выберешь, но за бортом остались многие достойные исполнители.
Екатерина Кретова, |
Как обычно, список номинантов отражает не столько реальный расклад и рейтинг музыкальных спектаклей сезона, сколько тенденции и предпочтения экспертного сообщества, представленного в экспертном совете. Поэтому достаточно ознакомиться со списком действующего экспертного совета, соотнести его с предлагаемым репертуаром музыкального театра текущего сезона – и прогнозы можно делать с точностью до одной номинации.
Бывают и сюрпризы, что связано с появлением в экспертном совете человека или нескольких людей «извне» – то есть не из проверенного круга приближенных критиков, которые номинируют то, что является для «Золотой Маски» форматом. Такие сезоны случались. Но этот – традиционен и предсказуем. Тот факт, что «Золотая Маска» формирует свой эстетический вкус и сеет свои художественные стандарты, может быть, конечно, оспорен или подвергнут критике (что периодически происходит). Но совершенно очевидно: никакие попытки реформировать, изменить, переформатировать данную ситуацию не удаются.
В оперных номинациях – пожалуй, бóльшая гармония, чем в прошлом. Представлены вполне традиционные работы – конечно, не по художественному решению, но хотя бы по жанру. Опера Александра Вустина «Влюбленный дьявол» в МАМТ должна быть отмечена просто по факту своего существования, как бы она ни была поставлена, спета и воспринята зрителем. В этом же ряду и «Три сестры» (Екатеринбург), современная опера Петера Этвёша. Тут тоже – сам факт такой постановки прямым попаданием ведет в афишу фестиваля. Вообще, нестандартные названия как концепция – это верный путь к «Маске». «Поругание Лукреции» Бриттена в «Новой Опере», или «Ложь Мартина» Менотти в театре «Амадей», или «Груди Терезия» Пуленка в Красноярске – имеют много больше шансов быть замеченными, чем очередная «Травиата» или «Кармен».
Есть в списке и классические названия. Например, «Русалка» Дворжака в Большом театре со всей постановочной группой во главе с Тимофеем Кулябиным. Тут же другая работа Большого театра – «Путешествие в Реймс» – действительно прекрасный спектакль. Барочная опера также высоко котируется экспертами. В этом году в список вошли два спектакля Георгия Исаакяна – «Орландо, Орландо» на сцене «Геликона» и «Орфей», который он поставил у себя в Театре Сац. Этот довольно резкий список разбавлен более традиционными названиями – «геликоновская» «Волшебная флейта» и «Евгений Онегин» питерского «Зазеркалья».
Но главный «конек» списка – конечно, «оперы», рушащие все привычные представления о жанре: «52» БДТ имени Г. А. Товстоногова (произведение Александра Маноцкова, им же поставленное); «Аллюки» – инклюзивный проект, в котором заняты глухие артисты; и, наконец, «Закрой мне глаза» (фестиваль «Территория»), джукбокс из песен европейских академических композиторов разных эпох.
Раздел оперетты и мюзикла представлен более «старомодными» опусами. Бесхитростный «Большой секрет для маленькой компании» («Карамболь», Санкт-Петербург) и слегка «актуализированные» «Бременские музыканты» (Петрозаводск) – попали в афишу явно из желания все-таки хоть что-то в нее включить. Ну а «Винил» из Перми и «Стиляги» Театра Наций – опять-таки стопроцентный вариант: какая «Маска» без Мильграма?! Что касается «Стиляг» Алексея Франдетти, то, пожалуй, это действительно лучшее, что было сделано в «легком» жанре музыкального театра в прошлом сезоне. Если бы не одно «но». И это «но» – прекрасный мюзикл «Доходное место» с музыкой Геннадия Гладкова, поставленный в Московской оперетте режиссером Валерием Архиповым и сценографом Борисом Красновым. И на самом деле, именно этот спектакль скорее можно было бы назвать лучшим в жанре мюзикла минувшего сезона. Но, увы, исторически сложилось так, что пути фестиваля «Золотая Маска» и Московского театра оперетты разошлись. И, вероятно, не только их пути. Похоже, что у многих театров пути с «Маской» ну никак не сходятся.