В немецком языке существует поговорка «сравнивать яблоки с грушами», что считается делом неблагодарным. Анализировать сходства и различия программ фестивалей в Зальцбурге и Байройте – того хуже: это примерно как противопоставлять те же яблоки ежевике или какой-нибудь садовой клюкве (ягоде эксклюзивной, но не всем по вкусу).
Роднит оба музыкальных празднества солидный возраст и трудовой стаж: Байройтский фестиваль, детище Рихарда Вагнера, был основан в 1876 году и пройдет в 2020 году в 109-й раз (фестивальная череда неоднократно прерывалась по финансовым или политическим причинам). Фестиваль в Зальцбурге, детище Гуго фон Гофмансталя, Рихарда Штрауса и Макса Рейнхардта со товарищи, проводится беспрерывно с лета 1920 года – таким образом, в предстоящем сезоне отметит столетие.
В одной обойме Байройтский и Зальцбургский фестивали «выстреливаются» в основном из-за почти синхронного проведения (юбилейный Зальцбург пройдет с 18 июля по 30 августа, Байройт традиционно откроется 25 июля и традиционно же завершится 30 августа) и известной территориальной близости на юге немецкоязычного пространства: по воздуху от города Вагнера в Верхней Франконии до города Моцарта в предгорьях Альп – 261 километр, но при отсутствии личного вертолета, который сильно ускоряет дело, все 400 (около четырех часов на машине).
Различий куда больше: Байройтский фестиваль – святилище вагнерианцев, где на Зеленом холме ставится исключительно «канон» из одиннадцати опер Рихарда Вагнера, за фестивальный сезон в знаменитом фестшпильхаусе, единственной площадке фестиваля, проходит всего 32 представления.
Зальцбург хоть и почитает в качестве гениев места Вольфганга Амадея Моцарта и Рихарда Штрауса, но открыт самому широкому спектру жанров и, помимо мощного и разнообразного оперного раздела, представляет программу концертов симфонической и камерной музыки, а также драматические спектакли. За 44 фестивальных дня грядущим летом состоится 222 представления на 15 площадках.
Байройт посетят 62 тысячи счастливчиков, раздобывших билеты всеми правдами и неправдами. Зальцбург рассчитывает на 270 тысяч платежеспособных посетителей (пока на сайте фестиваля есть билеты почти на все спектакли и концерты). Стоит ли говорить, что несравнимы и бюджеты фестивалей.
Наконец, нельзя не отметить, что у Байройта и Зальцбурга по-разному складываются отношения с Россией и российскими артистами: в Байройте прошлогодняя попытка блеснуть именами Нетребко и Гергиева обернулась для Вагнеровского фестиваля очередным скандалом (дива внезапно отказалась петь Вагнера, маэстро не нашел понимания у западных критиков).
В Зальцбурге планомерно наращивают «русское присутствие», причем как артистов, так и щедрой публики, весьма действенную роль тут играет «Общество друзей Зальцбургского фестиваля». Не случайно юбилейную программу директор фестиваля Хельга Рабль-Штадлер всего через три дня после официального представления на родине (13 ноября) отправилась анонсировать в Россию, в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. В своем выступлении 16 ноября она подчеркивала «огромную роль российских исполнителей» в программе фестиваля.
Интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер делает и другие акценты: юбилейный сезон носит программный девиз «Frieden» («Мир»). Как подчеркнул Хинтерхойзер, представляя программу в Зальцбурге, ему хотелось бы выразить при помощи искусства «надежду на то, что в мире возможны изменения, а в обществе – солидарность». Особенно важный для него лично пункт – «Intolleranza» («Нетерпимость») Луиджи Ноно, на тексты Брехта, Маяковского и Фучика. Дирижировать будет Инго Метцмахер. Закиданному камнями Пласидо Доминго демонстративно представят возможность выступить в концертном исполнении «Сицилийской вечерни». Свежеиспеченный лауреат Нобелевской премии Петер Хандке, чьи отношения с австрийской общественностью также оставляют желать лучшего, дал согласие на премьеру своей новой пьесы «Zdeněk Adamec».
В остальном в программе «самого изысканного, масштабного и красивого мероприятия в Европе» (как именуют Зальцбург рекламные проспекты) – все «самое-самое» (популярное, кассовое, модное и так далее), что представлено на данный момент на европейском музыкальном рынке. Так, Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna выступят с программой Lux aeterna (с сочинениями композиторов от Гийома де Машо и Хильдегарды Бингенской до Дьердя Лигети) и представят очередной продукт сотрудничества с Ромео Кастеллуччи – «Дон Жуан» Моцарта. Ильдар Абдразаков выступит в главной партии оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (постановка Кристофа Лоя, дирижер Марис Янсонс). Асмик Григорян споет Клитемнестру в «Электре» Рихарда Штрауса, а Анна Нетребко выступит в титульной партии в «Тоске» Пуччини. Дань юбиляру года – Людвигу ван Бетховену, со дня его рождения исполняется 250 лет – отдаст Игорь Левит, исполнив все 32 сонаты; сочинениям Моцарта посвятит свой рецитал Григорий Соколов. Это лишь некоторые из зальцбургских «хайлайтов».
А что же в Байройте? Главное событие предстоящего сезона – новая постановка «Кольца нибелунга» (последний раз тетралогия ставилась на Зеленом холме в 2013 году и ушла из репертуара под свист и овации публики в 2017-м). Как и другие байройтские новости, информация о новой команде была обнародована еще в июле. Новость многих удивила и кое-кого разочаровала: вместо Квентина Тарантино, который интересовался Байройтом (как в свое время и его коллега Ларс фон Триер), или Татьяны Гюрбачи, которая могла бы стать первой женщиной-режиссером в Байройте, постановку доверили тридцатилетнему австрийцу Валентину Шварцу.
Злые языки поговаривают, что Шварц «подвернулся под руку» руководительнице фестиваля Катарине Вагнер в нужный момент и с готовой режиссерской концепцией в руках. Правнучка основателя фестиваля, Катарина Вагнер как раз не поладила с другими кандидатами и решила дать шанс молодому таланту. Шварц работал ассистентом Йосси Виллера и Кирилла Серебренникова в Штутгарте, за пределами театрального мира его мало кто знает.
Дирижером постановки станет 37-летний финский маэстро Пьетари Инкинен. Инкинен по первому образованию скрипач, стажировался у Захара Брона в Кёльне. В качестве дирижера осуществил первую и до сих пор единственную в истории континента постановку «Кольца» в Австралии. Его «Золото Рейна» в Палермо было признано итальянской критикой «постановкой года». Но как Палермо, так и Австралия находятся достаточно далеко от Байройта. Таким образом, на Зеленом холме ожидается двойной дебют новичков, что есть не только смелый, но и рискованный шаг фестивального руководства.
Из прошлогодних постановок в программе фестиваля – «Мейстерзингеры» (режиссура Барри Коски, дирижер Филипп Жордан), «Тангейзер» (Тобиас Кратцер / Аксель Кобер) и «Лоэнгрин» – постановка Юваля Шарона, дирижировать большей частью спектаклей будет музыкальный директор фестиваля Кристиан Тилеман. Может быть, надо пользоваться моментом услышать идеального «Лоэнгрина» в Байройте: договор Тилемана истекает наступающим летом и пока не продлен. Поскольку Тилеман уже третий десяток лет проводит лето в Байройте, можно предположить, что ему это уже надоело.
Зато, отдавая дань гендерному равенству, в 2021 году на Зеленом холме должна появиться первая женщина-дирижер. Кто она – пока не говорится.