Искусственный интеллект умеет не только анализировать данные, управлять автомобилем и совершать сложные финансовые операции, но и создавать произведения искусства. Сможет ли компьютерная программа написать настоящий музыкальный шедевр, и стоит ли человеку бояться, что его заменит алгоритм?
Композитор Эмили Хауэлл выпустила всего один альбом – «Из тьмы и света», но музыкальная общественность на появление ее опусов отреагировала неоднозначно. Многие критиковали произведения, некоторые указывали, что они даже не имеют права на существование и их нельзя исполнять на сцене. А все потому, что Эмили Хауэлл – компьютерная музыкальная программа, которая самостоятельно сочиняет современную классическую музыку и является детищем американского ученого и композитора Дэвида Коупа.
Первой «классической» музыкальной композицией, созданной искусственным интеллектом, считается трехминутная Сюита «Иллиака» для струнного квартета» (компьютер, с помощью которого она была написана, назывался «Иллиак»), которая вышла в 1957 году. Ее авторами являются программист Леонард Айзексон и ученый и композитор Лежарен Хиллер – именно он первым применил компьютерную программу для алгоритмической генерации музыки. В этом произведении, при создании которого компьютер опирался на правила теории музыки, прослеживается определенный музыкальный узор, но в целом композиция звучит как скрипичная какофония с повторяющимся сюжетом.
Более успешными по части звучания стали эксперименты упомянутого выше Дэвида Коупа, который «научил» искусственный интеллект анализировать существующие классические музыкальные произведения и на их основе создавать собственные. Так, с легкой руки ученого мы можем оценить, как могли бы звучать сегодня новые произведения Вивальди, Моцарта или Баха. Сам Коуп попытки искусственного интеллекта подражать великим композиторам посчитал никчемными и увидел больше перспектив в создании алгоритма, умеющего сочинять собственные уникальные произведения. Им и стала Эмили Хауэлл с ее видением современной классической музыки.
Конечный результат в виде готового музыкального произведения, который выдает компьютер, всегда зависит от изначально загруженных в него данных и представляет собой собранную из фрагментов композицию с существенными или не очень изменениями, как пояснил «Музыкальной жизни» инженер IT Сергей Белов. «Даже если появится какое-то интересное произведение, оно все равно будет некой комбинацией уже существующих музыкальных композиций, – добавил эксперт. – Это не будет чем-то уникальным, шедевром».
Действительно, на сегодняшний день ни одна попытка создать с помощью искусственного интеллекта творчески независимое музыкальное произведение не увенчалась успехом. Машина умеет пропускать через себя терабайты различных данных и выдавать определенный результат, но, в отличие от человека, у него не бывает озарения и ошибок, на которых, в общем, и строится уникальное искусство.
«Искусственный интеллект может предложить нам большее количество вариантов, чем это сделает автор, – отметила композитор Ольга Бочихина в разговоре с корреспондентом «Музыкальной жизни». – Но при этом результат все равно будет опосредован выбором, который сделает человек, работающий с этим искусственным интеллектом». Однако в работе живого композитора есть существенная особенность, которой нет у компьютера, считает Ольга Бочихина. Например, изучая произведения и черновики Бетховена, нам важно не только то, что он написал, но и то, от чего отказался. «В случае с искусственным интеллектом мы не будем иметь огромной части работы композитора, которая называется творческим поиском, – добавила Ольга Бочихина. – Конечно, если мы заранее запрограммируем машину, чтобы она выдала нам “что-то бетховенское, мы получим какой-то музыкальный ряд. Но бетховенского мышления мы не получим».
Композитор также отметила, что создание музыкального произведения всегда направлено в неизвестность, это не готовая вещь, это скорее результат «сбоя в программе». А где неизвестность, там и отклонения от курса, которые и делают произведение уникальным: «Там, где есть ошибка, возникает лакуна. Композитор с удовольствием погружается в нее, поскольку это еще никем не изведано, не прожито. Когда композитор нащупывает нечто, что его притягивает и ведет за собой, становясь навязчивой идеей, он в некотором смысле уподобляется животному, идущему по нюху. И вот это ощущение гонки за миражом не имеет ничего общего с работой по готовой формуле. Поэтому искусственный интеллект, видимо, должен поставить перед нами заново вопрос о том, что же такое композиция, и где в этой истории место автора».
Музыке, созданной искусственным интеллектом, пока далеко до сочинений великих классиков, тем не менее его влияние на музыкальную индустрию нельзя недооценивать. Так, Warner Music – один из крупнейших в Америке игроков на рынке звукозаписи – заключил контракт с исполнителем-алгоритмом Endel. Нейросеть создает музыкальные композиции под настроение пользователя, причем алгоритм учитывает не только эмоциональный фон человека, но и его местоположение, время суток, частоту сердцебиения, а также цели, под которые генерируется музыка – занятия спортом, медитация, фоновое звучание и так далее. Самые удачные треки соберут в альбомы и сделают доступными для скачивания для всех. Всего Endel должен «записать» двадцать дисков.
Ранее американская певица и актриса Тэрин Саузерн выпустила альбом «I AM AI» («Я – искусственный интеллект»), все треки на котором созданы в соавторстве с компьютерной программой под названием Amper. Уникальность проекта заключается в том, что данная нейросеть не нуждалась в правках со стороны человека – искусственный интеллект сам формировал структуры используемых аккордов и подбирал нужное ему звучание. «Живому» музыканту оставалось только при желании немного поработать с ритмом и стилистикой.
Добиться такой автономности удалось с помощью наиболее перспективной на сегодняшний день технологии машинного обучения. Ее суть заключается в том, что искусственный интеллект анализирует в моменте музыку, которую исполняет музыкант, и может продолжить за него с того места, где останавливается человек. Впечатляющие «успехи» в этой области продемонстрировала компьютерная программа Alice: искусственный интеллект научился не только анализировать то, что музыкант будет играть дальше, но еще и импровизировать.
По мнению Сергея Белова, технологии с использованием искусственного интеллекта, генерирующего музыку, уже серьезно отразились на музыкальной индустрии, причем не в сторону исполнителей. Созданная с помощью алгоритмов музыка вовсю используется для саундтреков к фильмам и сериалам, а также в качестве аудиосоставляющей к рекламе. «Сгенерировать с помощью компьютера музыку намного проще и дешевле, чем обращаться к живым авторам, – добавил эксперт. – И эти композиции пусть и не уникальны, но вполне неплохие».
Интерес в этом смысле представляет проект Artificial Intelligence Virtual Artists (AIVA) – данная нейросеть способна создавать не просто сгенерированные определенным образом треки, а эмоционально окрашенные персонифицированные композиции для фильмов, рекламных роликов и видеоклипов. Искусственный интеллект «изучил» огромную базу музыкальных партитур великих композиторов и вывел некую математическую формулу того, чем же является музыка. На этом поприще AIVA добился бóльших, чем его собратья по искусственному интеллекту, успехов: нейросеть признана виртуальным композитором, и ее работы зарегистрированы в обществе авторских прав SACEM.
Ольга Бочихина напомнила, что годами ранее многочисленные дискуссии строились вокруг появления электроакустической музыки – может ли она «превзойти» инструментальную, а колонка на сцене – заменить человека. Поэтому споры вокруг возможностей искусственного интеллекта создавать уникальный продукт, отмечает композитор, – некое продолжение разговора о том, что является искусственным, а что нет. «Долгое время человек был единственным созданием, которое, как высочайший интеллектуал, способно объяснять вещи, упорядочивать их, создавать иерархии и прочее, – сказала Ольга Бочихина. – Однако с появлением искусственного интеллекта встал вопрос: а где должен быть автор? Если говорить с точки зрения того, что машина может дать композитору, то, наверное, это будет лежать в области поиска себя автором в творчестве. Может, это откроет какую-то необыкновенную новую выразительность художественного творчества, возвращение к человеку на новом уровне, которого мы ждем».
Но пока искусственный интеллект не только не отбирает хлеб у музыкантов, но и помогает им зарабатывать. Дело в том, что нейросеть можно использовать не только для генерирования треков, но и в качестве альтернативы дорогостоящему звукозаписывающему оборудованию. Компьютер может помочь музыканту улучшить качество звука записи, отфильтровать шумы и добавить гармонии, вывести непрофессионала на новый уровень. Ну а если у композитора вдруг пропадет вдохновение – искусственный интеллект сгенерирует идеи или доделает работу за него.