Записывать и издавать исключительно contemporary music – эта миссия, избранная тридцать лет назад британской звукозаписывающей компанией NMC Recordings, вызывает восхищение и сегодня. Основанная композитором Колином Мэттьюзом в 1989 году как часть Общества продвижения Новой музыки – институции, поддерживающей композиторов Соединенного Королевства, – лейбл вскоре обрел независимость и стал важной платформой для развития современной академической музыки. «За тридцать лет с момента основания было выпущено 250 альбомов с музыкой 350 композиторов, – отмечает сэр Саймон Рэттл, один из покровителей лейбла (в числе остальных также – Владимир Юровский, Мицуко Учида). – NMC Recordings стал национальным достоянием, частью нашей истории и нашего будущего».
Название NMC – сокращение от «New Music Cassettes». Первоначально именно кассеты с новой музыкой начали появляться в 1990-х и составили значительную конкуренцию существовавшему тогда немецкому лейблу ECM Records, настоящему монополисту в издании современных композиций. Однако в отличие от последнего, NMC специализировались только на академической музыке. Самыми первыми релизами NMC Recordings стали камерная пьеса «Bhakti» Джонатана Харви, а также запись фортепианных сочинений Майкла Финнисси. Позже появились эксклюзивная запись оперы Харрисона Бёртуистла «The Mask of Orpheus» и Третья симфония Эдуарда Элгара, завершенная английским композитором Энтони Пейном на основе сохранившихся черновиков. Сегодня в каталоге NMC Recordings найдется место и патриархам «новой сложности», и постминималистам, и авторам, экспериментирующим с электроникой и мультимедиа.
В год тридцатилетия лейбл представил немало интересных релизов. Настоящим открытием стал дебютный диск «The Air, Turning» тридцатипятилетнего Эдмунда Финниса. Удивительная чистота стиля, ясность мысли и музыкальность в сочетании с техническим мастерством характеризуют этого автора. На диске собраны миниатюры для камерных составов вроде Четырех дуэтов для кларнета и фортепиано, «Elsewhere» для скрипки соло или цикла «Parallel Colour» для пятнадцати инструментов, а также более масштабные вещи – концерт для скрипки «Shades Lengthen», «Between Rain» для струнного оркестра и, собственно, симфоническая поэма «The Air, Turning». По мнению критиков из BBC Music Magazine, «чем больше слушатель погружается в звуковое пространство Финниса, тем больше раскрываются дары этой музыки». Это определенно относится к обволакивающему звучанию струнных в «Between Rain», которое просто физиологически ощущаешь в кульминации. В «The Air, Turning» поражает красочность и широта звукового спектра – от «легкой дымки в воздухе» (именно так композитор предписывает играть ударным в самом начале партитуры) до настоящей звуковой лавины. Название сочинения заимствовано из поэмы «Finding the keys» шотландского поэта Робина Робертсона и описывает неуловимую природу ветра. Утонченность в выборе тембров, ощущение бесконечного развертывания и «природная» тема сближают эту партитуру с «Become Ocean» американца Джона Лютера Адамса.
Кажущаяся простота и бесхитростность звучания сочинений Финниса может удивить самого искушенного знатока: в цикле «Parallel Colour» композитором реализована идея зеркальной симметрии, а в музыкальной ткани Четырех дуэтов для кларнета и фортепиано Эдмунд Финнис обращается к технике канона – затейливым музыкальным узорам, которые он мастерски сплетает. Использование канонов здесь не случайно. Как признается британский автор, во время сочинения Дуэтов его вдохновлял мотет «Memor esto verbi tui» ренессансного мастера Жоскена Депре, где «продолжительные каноны выполнены в духе композиторов-минималистов».
«Пламенный лиризм» – именно так характеризуют критики музыку британского композитора Бернарда Рэндса. На новом диске, изданном на NMC, соседствуют симфоническая поэма «Danza Petrificada», драматичный Виолончельный концерт, написанный к 70-летию Мстислава Ростроповича, и мерцающее и хрупкое «Chains like the Sea». Вдохновленное поэмами Дилана Томаса – одного из любимейших валлийских авторов Бернарда Рэндса, эта двухчастная симфоническая композиция погружает слушателя в причудливый звуковой мир. Ученик Даллапиколы и Берио, он испытал определенное влияние позднего Кейджа, Фелдмана и «мобилей» Эрла Брауна. Композиторский стиль Бернарда Рэндса сегодня соединяет утонченность в выборе тембров, текучесть повествования и вместе с тем бешеную энергетику.
Два года назад единственным способом услышать музыку Эрики Фокс – обнаружить случайные радиопередачи или редкие записи «живых» выступлений 1970–1980-х годов. Затем ее музыка в какой-то момент просто исчезла с концертных площадок. Новый диск NMC Recordings изменил такой порядок вещей: релиз под названием «Paths» состоит из камерных произведений, от ажурных «Quasi Una Cadenza» для кларнета, валторны и фортепиано или пьесы «On Visiting Stravinsky’s Grave at San Michele» до свирепых звучностей циклов «Malinconia Militaire» и «Café Warsaw 1944». В музыке Эрики Фокс смешались лексикон послевоенного авангарда, хасидские мелодии и детские воспоминания о еврейском литургическом пении. Ее музыка дерзкая, энергичная и удивительная. После выхода релиза BBC Radio 3 назвало Эрику Фокс одним из самых значительных композиторских голосов Британии XX–XXI веков.
NMC Recordings сотрудничает с лучшими британскими исполнителями и оркестрами. К примеру, для релиза «The Dream of the Rood» с авторскими сочинениями и обработками композитора Джона Каскена был приглашен Hilliard Ensemble – выдающийся британский вокальный ансамбль, посвятивший свое творчество музыке европейского Средневековья, Возрождения и барокко. На диске, помимо оригинальной композиции Каскена, собраны обработки анонимных средневековых градуалов, а также его рекомпозиция органума «Viderunt omnes» Перотина. К вокальным линиям британский автор добавляет развитую инструментальную партию. Также он сочиняет небольшую интродукцию и несколько инструментальных интерлюдий. Средневековые песнопения и творение Перотина становятся как бы прологом перед масштабной «The Dream of the Rood». Этот опус Каскена основан на одноименном англосаксонском манускрипте VIII века и повествует о крестных муках Иисуса Христа. Hilliard Ensemble блестяще исполняет эту современную партитуру, тонко передавая все нюансы.
NMC сегодня – не просто лейбл с тридцатилетней историей. Это важная британская институция, осуществляющая заказы современным авторам. Это крупные проекты и фестивали современной академической музыки, как, например, New Music Biennial или CoMA (Festival of Contemporary Music for All). Это образовательная платформа с огромным количеством просветительских проектов, в том числе мультимедийной картой Musical Map, где в интерактивной форме прослеживается генеалогия стиля современных британских композиторов и то, как они вписаны в мировой музыкальный контекст.