«Произведение очень сложное и с первого раза, может, и не дойдет, поэтому я сыграю его дважды. Прошу после первого раза не аплодировать». Так Мария Юдина представила публике премьеру фантазии «Musica stricta» («Строгая музыка») Андрея Волконского – первой додекафонной пьесы, созданной в нашей стране. В нынешнем году со дня рождения великой пианистки исполнилось 120 лет, этой дате «Мелодия» посвящает масштабное издание шести цифровых альбомов, а также бокс-сета из десяти дисков, чья суммарная продолжительность – двенадцать часов. «Musica stricta» длится всего семь минут, но значение их невозможно переоценить: в них и страсть Юдиной к новейшей музыке, и отношение пианистки к свежему сочинению как к несомненной классике, и индивидуальность ее трактовки.
Как пишет Владимир Чинаев в великолепной статье, украшающей буклет, «в концертном исполнении 1961 года Musica stricta Юдина (автор посвятил сочинение ей) преподала концепцию не в пуантилистической манере (как исполнял сам автор), а в своей, характерно юдинской – с подчеркнутой интонационной и фразировочной экспрессией, с особым свойством выразительной поэтизации звуковых абстракций». «Musica stricta» в собрании – лишь одна из многих записей, ранее не издававшихся: среди них и Прелюдии Скрябина, и Вариации Веберна, и «Хорошо темперированный клавир» Баха, открывающий антологию. Она построена по хронологическому принципу – сначала Бах, затем Моцарт, Бетховен и Шуберт, за ними Мусоргский и композиторы ХХ века, в конце – бонус: раритетное исполнение Первого концерта Чайковского.
Лично я начал с последнего диска: стилистический контраст между сочинениями Скрябина, Жоливе, поздним Септетом Стравинского – и записанным следом Концертом Чайковского поначалу сносит крышу. Лишь потом осознаешь, что расстояние между ними не так велико и что Юдина чувствует себя как дома во всей истории музыки в ее непрерывности – идет ли речь о Чайковском, Стравинском, Веберне или Бахе. Еще один диск с сочинениями ХХ века посвящен Юдиной как мастеру ансамбля: в Сонате для флейты и фортепиано Прокофьева (с Наумом Зайделем) она неожиданно предстает тончайшим лириком, в «Цирковой польке» (с Мариной Дроздовой) радует чувством юмора, а в Сонатине для тромбона Сероцкого (с Григорием Херсонским) поражает изысканностью репертуарного выбора.
Цикл «Искусство Марии Юдиной» был анонсирован «Мелодией» еще в 2004 году, когда фирма только возродилась и заявила о себе, переиздав собрания исполнений Мравинского, Кондрашина, Рождественского. Достойное место в этом ряду могла занять посвященная Юдиной серия, которой не хватало на рынке CD: за несколько лет до того подобный проект предпринимался фирмой Classound, выпустившей несколько пиратских дисков даже без датировки исполнений. «Мелодией» тогда был издан альбом, куда вошли сочинения Брамса: Вариация и фуга на тему Генделя и Второй фортепианный квартет, исполненный Юдиной с музыкантами Квартета имени Бетховена. Однако началом серии релиз не стал: инициативу перехватил лейбл Vista Vera, выпустивший семнадцать CD с записями Юдиной – бесценными, но сомнительными с точки зрения соблюдения авторских прав и качества реставрации.
Теперь эти и другие сочинения Брамса наряду с шедеврами Шуберта и Шумана составили третий том Большого цифрового собрания Юдиной. Во второй вошли произведения Гайдна, Моцарта и Бетховена, первый полностью посвящен Баху. До конца года выйдет еще три тома, над материалами которых идет сложная реставрационная работа. Лучшие страницы Большого собрания вошли в бокс-сет, предназначенный тем, кто стриминговым сервисам предпочитает CD.