Hector Berlioz. Symphonie fantastique <br>Les Siècles. François-Xavier Roth <br>Harmonia mundi
Релизы

Hector Berlioz. Symphonie fantastique
Les Siècles. François-Xavier Roth
Harmonia mundi

Этот диск все, кому не лень, назвали сенсацией. И похоже, так оно и есть. Во всяком случае, Берлиоз снова зазвучал так, как он того хотел, ну или в максимальном приближении к тому, что композитор ощущал своим внутренним слухом и заносил в нотную бумагу, то есть совсем не так, как мы привыкли слушать его главные опусы еще с уроков музыкальной литературы или дневных просветительских концертов для детей и юношества. Согласитесь, приношение весомое, а уж тем более к такой значительной дате – 150-летию со дня смерти французского гения. Итак, обо всем по порядку.

Оркестр Les Siècles (в русском переводе – «Столетия») в 2003 году основал французский дирижер Франсуа Ксавье Рот, выпускник Парижской консерватории, в прошлом – дирижер Лондонского симфонического оркестра и ассистент Джона Элиота Гардинера. Интересен он, конечно, не только этим, а прежде всего своим амбициозным подходом – исполнять музыку на инструментах той эпохи, когда она была написана. Собственно, для этого он и создал свой оркестр и записал с ним уже почти что хрестоматию по французской романтической музыке. И конечно, в этом списке уже была «Фантастическая симфония» Берлиоза, которую Рот выпустил на диске в 2010 году.

Новый релиз – еще одна попытка подступиться к первоначальному замыслу композитора, оценить его вневременную ценность. Была бы возможность, Рот записывал бы «Фантастическую» каждый год, снова и снова вскрывая необъятную глубину авторского замысла и культивируя бесконечное пространство его интерпретации. Перед нами – «музыкальное путешествие во времени», как выразились в комментариях к новости о выпуске диска фанаты оркестра. И с этим сложно не согласиться. Только замечу, что в этот раз «Фантастическая» объединена с увертюрой к ранней неоконченной опере «Тайные судьи», по мнению дирижера, не менее ценного и важного в наследии мастера опуса. Так что путешествие получилось к самим истокам.

Новая «Фантастическая» еще раз, более отчетливо и яснее, показывает, как необычно яркая оркестровка, которой так злоупотребляли «неаутентисты», может быть истинно утонченной и даже по-французски пикантной, без истерик и сумасшествия. И все это – благодаря средствам исполнения, адекватным времени создания партитуры. Конечно, не без фанатизма: у Рота в финале симфонии даже колокола аутентичные – из церкви в Ла-Кот-Сент-Андре – те самые, что слышал Берлиоз в городе своего детства. Но и фанатизм этот оправдан. В конце концов, именно он работает на общую грациозную динамичность трактовки, смелость общего музыкального развития, четкость возникающей музыкальной текстуры, а главное – тембральную неочевидность отдельных голосовых проведений, выбрасывающих слушателей из повседневности восприятия этой музыки.

И все же эта запись примечательна прежде всего тем, что демонстрирует невероятную увлеченность музыкантов, чье исполнение существует не только в привычном формате, предложенном индустрией звукозаписи (то есть рыночном), но являет образец преданности идеям исторического исполнительства, вдохновляющих не только дирижера, но и оркестрантов: итог этой деятельности – серьезная профессиональная работа, заслуженно отмеченная музыкальным сообществом.