За свои семь с половиной лет коллектив заметно оживил музыкальную ситуацию в своей родной республике, не упуская возможность показать себя и на столичных площадках.
Очередное, седьмое по счету петербургское выступление «Symphonica ARTica» во главе с художественным руководителем филармонии Натальей Базалевой, прошедшее буквально на следующий день после завершения в северной столице грандиозного Международного культурного форума, символически совпало с новостью об официальном одобрении президентом России строительства моста через реку Лена в районе Якутска. Теперь столица самого большого и холодного региона России наконец-то окажется круглогодично «подключена» к общероссийской сети автомобильных дорог. Строительство «культурных мостов», позволяющих жителям далеких восточных краев приобщаться к сокровищам европейской музыкальной культуры – процесс не менее важный, также требующий большого внимания и участия.
Особенностью «Symphonica ARTica» стало то, что оркестр в основном сформирован из местных юных музыкантов, воспитанников якутской республиканской Высшей школы музыки имени В.А. Босикова. Молодость участников с лихвой компенсирована их увлеченностью и живой энергетикой, а уровень игры соответствует самым серьезным стандартам. «По-взрослому» была составлена программа нынешних гастролей, в которой наряду с произведениями классиков было представлено и сочинение собственного автора. Уроженец Якутии Николай Михеев успел поучиться в Петербурге, закончив консерваторию в классе Бориса Тищенко, и в аспирантуре Московской консерватории в классе Александра Чайковского.
Его Симфоническая фантазия Arctic, открывшая вечер, была создана в этом году специально по заказу оркестра как эффектная оркестровая пьеса. По признанию автора в звучании ему хотелось передать природу сурового края, и, соответственно, внимательный слушатель мог себе зримо представить и могучий бег мощных сибирских рек, и искрящийся, трескающийся лед, горы и бескрайние просторы тайги… Возможно на образы поэмы повлияла и работа композитора над оперой о северном народе юкагиров «Юка и Анэке», премьера которой должна состояться в декабре текущего года в Якутском оперном театре. И хотя в поэме нет прямых фольклорных цитат, благодаря характерным мелодическим попевкам, а также мастерски переданного за счет оркестровки колорита музыка ясно ассоциировалась с сибирским эпосом и холодными пустошей.
Сыгранный сразу после «Arctic» классический Четвертый фортепианный концерт Бетховена также получился по-северному прохладным, сдержанным и созерцательным. Знаменитая вторая часть, вдохновленная по словам современников Бетховена сценой Орфея перед фуриями, была больше интерпретирована как лирическое размышление, нежели драма-конфликт, а сдержанный бег финала опять же настраивал на эпический лад. Молодому пианисту, студенту Московской консерватории, уроженцу Якутии Сергею Танину явно доставляло удовольствие музыкальное общение со своими сверстниками, а возможно и сокурсниками по школе имени В.А. Босикова, оркестр прекрасно угадывал намерения солиста, а, тот, в свою очередь легко ловил пассы дирижера, органично встраиваясь в общую картину.
В романтическом Виолончельном си минорном концерте Дворжака, сыгранном во втором отделении, оркестру пришлось вступить в диалог, напротив, с опытным европейским музыкантом, финским виолончелистом Мартти Роуси, педагогом Академии имени Яна Сибелиуса, взявшим на себя скорее роль наставника, нежели равноправного партнера. Чувствовалось, как солист вел за собой коллектив, задавая нужное настроение и темп. Дирижер Наталья Базалева стала в этом состязании своеобразным арбитром между молодостью и мудростью, очень тактично следившей за тем, чтобы не затухала искра живого диалога, как, например, в разработке первой части, или в медленной, при этом напряженно-страстной второй, драматургическим стержнем которой стали переключения между виолончелью и суровым хоралом у духовых. Выразительно проинтонированная солистом мелодия (собственная цитата песни «Оставь меня одну», в память о скончавшейся Жозефины Чемраковой, юношеской любви Дворжака) трепетно расцвечивалась флейтой, интонации песни словно замирали во флейтовом эхо… Финал концерта, в котором композитор с ностальгией оглядывается на прошедшую жизнь, был трактован как возвращение к праистокам, нес сияние вечности. Последний, заполняющий пространство зала мощный аккорд прозвучал как могучий глас величественной природы, на фоне которой, словно мимолетные тени, проносятся все наши радости, страдания и страсти…