Легкая музыка	для всей земли События

Легкая музыка для всей земли

Pago Libre выступили в «Зарядье»

Интернациональный проект – квартет Pago Libre – в ходе юбилейного тура по маршруту Архангельск – Протвино – Санкт-Петербург – Москва, проходившего в честь 30-летия коллектива, дал блестящий концерт в московском «Зарядье». Музыканты ансамбля продолжают поиск нового смысла в инструментальной импровизационной музыке, предлагают новые термины и играют парадоксально красивый авангард.

Pago Libre – «тихая» звезда. Выступления группы и сценичны, и доступны, но массовый зритель вряд ли хорошо знает ее музыку. Для экспертов же качество и оригинальность проекта находятся вне зоны сомнений. Внимание нашей аудитории, естественно, привлекает давнее участие в составе квартета знаменитого исполнителя на духовых инструментах Аркадия Шилклопера. Он широко известен как валторнист, но его уникальный «арсенал» гораздо больше, он включает, в том числе, альпийский рог, диджериду, флюгельгорн, корно да качча и отлично вписывается, раскрывает музыку группы.

У Шилклопера немало разнообразных проектов и музыкальных открытий. Так, недавно, он опубликовал на своем YouTube-канале уникальные записи Moscow Art Trio, в котором играл вместе с замечательным советским/молдавским/норвежским пианистом Мишей Альпериным и знаменитым фолк-музыкантом Сергеем Старостиным (вокал и этнические инструменты). Проект прекратил существование после смерти Альперина в мае 2018 года. Запись их последнего концерта (2017), на котором исполнялась программа «Воображаемый фольклор», демонстрирует непростую смесь жанров – попытку создать качественно новую эстетику, объединяющую джаз, новую академическую и народную музыку.

Импровизация – важнейшая часть творчества и у Pago Libre. Участники квартета используют термин «компровизация», под которым подразумевается свободное творчество, построенное на осознании и понимании правил и целей музыкальной композиции. То есть композиция и импровизация тут равны. Неологизм придуман старейшим участником, лидером проекта, живущим в Швейцарии, пианистом и композитором ирландско-немецкого происхождения Джоном Вольфом Бреннаном. В буклете альбома приводятся его слова: «Концепцию Pago Libre можно представить в форме совершенного треугольника, в одном из углов которого находится народная музыка, на другом – классическая и на третьем – джазовая музыка».


Аркадий Шилклопер

Состав Pago Libre за тридцать лет менялся не раз. Сейчас в группу кроме Бреннана и Шилклопера входят дрезденские виртуозы Том Гетце (контрабас), написавший, кстати, часть актуального материала, и Флориан Майер (скрипка). Бэнд – эдакий музыкальный «дрим-тим» немецкоязычных стран. Формально группа относится к новоджазовой, открытой сцене, но ее стиль оказывается в стороне от резких авангардных изысков. Жанр предполагает, с одной стороны, что результат игры должен нравиться, радовать, он не должен быть депрессивным или агрессивным, но, с другой, эта музыка не может быть некачественной, непрофессиональной, иначе она окажется нестерпимо скучной. В «Зарядье» было весело и светло.

Московский концерт Pago Libre на правах «хозяина» вел именно Шилклопер, он рассказывал историю проекта, представлял композиции. Концепция концерта была описана Аркадием как «Горные песни» – в композициях присутствовали отсылки к итальянским, армянским, швейцарским, турецким горным образам и реалиям. Звучали пьесы по продолжительности небольшие, но полные иронии, фантазии и аккуратной импровизационности. Сыграли, например, «Randulin Variaziuns», написанную Бреннаном, «Армянскую принцессу» авторства Гетце, композицию «Tü-Da-Do», основанную на коротенькой мелодии-сигнале, который подают почтовые автобусы, разъезжающие по швейцарским горным дорогам.

Группа приехала в Россию не с пустыми руками. Легендарный британский лейбл Leo Records выпустил к юбилею Pago Libre новое издание альбома «Cinémagique 2.0», в котором есть аллюзии на кино Хичкока, Годара и Тарковского, музыка Брамса, Сати и участников группы. Диск записан с участием скрипача и вокалиста Чо Тайссинга и басиста Даниэле Патуми и дополнен тремя концертными записями, сделанными на Feldkirch Festival в Австрии с Георгом Брайншмидом на басу. Альбом недавно вошел в престижный рейтинг – десятку лучших дисков по результатам опроса музыкальных критиков, проведенного журналом Cadence Magazine Critic за 2019 год. «Cinémagique 2.0» появился вовремя – один из концертов тура Pago Libre прошел в Санкт-Петербурге в рамках Leo Records Festival in Russia – 2019. Одновременно был представлен и новый CD Бреннана «Nevergreens», выпущенный тем же издательством.

Указатели в «Зарядье» вели в Малый зал, но на стене красивым шрифтом было написано: «Chamber Hall» (Камерный зал). И концерт соответствовал скорее второму варианту названия помещения – по духу, по качеству это было утонченное, камерное искусство. Квартет, хотя Бреннан и использовал порой препарированное фортепиано, а музыканты охотно играли развернутые соло, звучал совершенно не авангардно, не эпатажно. Музыканты получают звук и создают дух, близкие к просветленной академической традиции, родственные неоклассике и world music. Творчество группы представилось особым жанром, музыкой, с одной стороны, легкой для восприятия, а с другой, изобретательной и позитивной, с ясно выделенными элементами джаза. Свингующий альпийский рог особо впечатлял публику, в пляс, правда, никто не пустился, но ряды сидений партера раскачивались заметно. Шилклопер же, улыбаясь, рассказывал, что таких рогов у него несколько… Есть и в Берлине, и в Москве, и «в гараже у пианиста» – шутил музыкант.

Доля импровизационности и академичности у Pago Libre трудноопределима. В музыке квартета есть тонкое ощущение красоты, найденной в организованности, и понимание свободы как высокой ступени развития умения и таланта. В итоге получается музыкальное чудо – и это очень земное чудо. К этой мысли еще приблизило завершение выступления, когда группа исполнила композицию Шилклопера «Мелодия Земли». Музыкант является Послом дельфинов, эта область деятельности и привела его к созданию пьесы. В ней прозвучал женский вокал, который принадлежал стоявшей на балконе, за спинами зрителей, Татьяне Павлинской. Получилось неожиданно и волшебно.

Новаторство у таких музыкантов редко созвучно пиар-трендам. Хотя и визуальная составляющая, и неординарность творчества налицо, но медийная суета и цепочки инфоповодов, когда играет Pago Libre, словно отходят в сторонку, находятся в другой реальности. Сам по себе формат изысканного музицирования на грани жанров не является для нашего времени чем-то небывалым. Можно вспомнить питерскую группу Vermicelli Orchestra, белорусов Port Mone, Анатолия Вапирова, живущего в Болгарии, московское виртуозное трио Kle2Go. Да что там… Бывает, что музыканты сами стремятся улучить момент – в антрактах, в перерывах и сыграть нечто подобное, хотя бы для себя. Но получается – для всех. Такая музыка никогда не будет в прошлом, потому что в ней всегда будут искать будущее.