В Москву благодаря усилиям Московской филармонии приехал один из лучших симфонических оркестров Европы – Люксембургский филармонический. Этот коллектив является одним из культурных символов своей страны. Среди почти сотни музыкантов, составляющих оркестр, представители около 20 разных стран (две трети из них родом из Люксембурга и соседних Франции, Германии и Бельгии). Оркестр много гастролирует по всему миру, и в нынешнем сезоне выступает и в Москве.
История Люксембургских филармоников, отметивших в прошлом году 80-летний юбилей, восходит к 1933 году, когда был образован симфонический оркестр Люксембургского радио. С тех пор этот оркестр является неотъемлемой частью культуры своей страны. В 1996 году он получил статус государственного, а в 2012 году — филармонического. С 2005 года постоянной резиденцией оркестра является один из лучших концертных залов Европы — Большой концертный зал Люксембургской филармонии.
Люксембургский филармонический завоевал репутацию коллектива, обладающего утонченным и неповторимым звучанием. Во многом своей славе коллектив обязан безупречному музыкальному вкусу своего художественного руководителя Эммануэля Кривина и постоянному сотрудничеству с лучшими солистами мира, артистами первой величины. Вот и в московском концерте с Люксембургским филармоническим выступили первоклассные солисты. В первый вечер в фа-минорном концерте Шопена солировал Николай Луганский. Вторая программа открылась исполнением Концерта для скрипки с оркестром Бетховена, в котором солировала молодая, но уже завоевавшая признание скрипачка латвийского происхождения Байба Скриде.
А симфоническая часть программ стала настоящим пиршеством для меломанов. В первый вечер эпиграфом стал легендарный вальс «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса, а впечатляющим финалом – Восьмая симфония Дворжака. Пожалуй, самой долгожданной была «Фантастическая симфония» Берлиоза, завершившая программу гастролей. И ожидания оправдались сполна. В этом грандиозном симфоническом полотне, имеющем подзаголовок «Эпизод из жизни артиста» и в своей программе претворяющем и автобиографическую историю любовной драмы композитора, и легендарные романтические сюжеты, и пасторальные мотивы, а завершающаяся невероятной картиной шабаша ведьм, – в этом «симфоническом романе» Берлиоза Люксембургские филармоники продемонстрировали высочайший класс мастерства. Московская публика в полной мере насладилась богатством оркестровых тембров и детальной проработкой каждого нюанса партитуры. И в этом оркестр выступил достойным своего нынешнего художественного руководителя, ученика и последователя Карла Бёма – Эммануэля Кривина. К сожалению, из-за болезни его приезд пришлось отменить, но достойной заменой маэстро стал корифей отечественного дирижёрского искусства Василий Синайский, продирижировавший двумя концертами. А то взаимопонимание, которое наблюдалось между дирижёром и оркестром, стало еще одним свидетельством того, что Эммануэлю Кривину удалось создать универсальный симфонический оркестр, абсолютно органичный во всех музыкальных стилях. Естественно, что основу репертуара любого симфонического оркестра составляет классическая и романтическая музыка, однако наряду с традиционными программами, в творческом багаже Люксембургских филармоников такие неординарные проекты, как запись всех оркестровых произведений Яниса Ксенакиса. А широта творческих интересов оркестра находит воплощение не только в разнообразных программах. Оркестр участвует в оперных спектаклях в Большом театре Люксембурга, проводит совместные проекты с кинокомпаниями и концерты, направленные на популяризацию классики, организует просветительские циклы для детей и школьников (с «говорящими» названиями «Pops at the Phil» и «Loginmusic»), участвует в опен-эйр концертах наряду с джазменами и рок-группами и даже выступает в школах и больницах. Во многом благодаря такой открытости всему новому и экспериментальному, Люксембургский филармонический имеет репутацию одного из самых динамичных и современных коллективов среди легендарных оркестров с многолетней историей.