Лифт – то небольшое пространство, в котором человек оказывается практически каждый день, но только на небольшой отрезок времени. Поэтому если в лифте и звучит музыка, то чаще всего нейтральная и ненавязчивая – достаточная для составления приятного фона, но не представляющая собой ничего интересного. Проект Даниила Посаженникова и Анны Костриковой «Геометрия звука», известный экспериментами в области современной академической музыки и визуального искусства, в некотором роде переворачивает наше представление об обыденном. Электроакустической концерт «Иное выражение человеческого» прозвучал в лифте Московского Мультимедиа Арт Музея, а посетители наблюдали за происходящим из зрительного зала и слушали музыку в наушниках.
Концерт содержал в себе элементы перформанса: лифт перемещался от этажа к этажу, в одном из номеров «выступала» живая канарейка, в другом – две уборщицы, которые протирали стекло в сопровождении камертона, резонирующего от стен лифта. Даже публика сама по себе воспринималась случайными посетителями музея как перформанс: нечасто можно увидеть полный зал людей, слушающих в наушниках одну и ту же музыку – тем более звучащую вживую. К тому же, авторы проекта общались со зрителем через текст, выведенный на экран – иногда серьезно, затрагивая философские темы, а временами довольно иронично: «у вас ещё не затекла шея? сейчас включим трансляцию». Все это вызывает закономерный вопрос: не перетягивает ли на себя все внимание визуальная сторона концерта?
Музыка Даниила Посаженникова – это сюита из семи частей, каждая из которых представляет собой «портрет исполнителя под микроскопом». Сольные и ансамблевые автопортреты показали постоянные участники «Геометрии звука» – Анна Добрецова (арфа), Кирилл Кравцов (скрипка), Мирослава Тырина (мандолина), Александр Лунегов (виолончель), Роман Малявкин (аккордеон), Юлия Биховец (саксофон), Игорь Игнатков и Любовь Зайцева (тибетские поющие чаши), Анастасия Мощенко и Кристина Веденеева (уборщицы), а также Никита Петров (хореография). Герои концерта действительно были словно рассмотрены под микроскопом: помещение музыканта в замкнутое пространство многое меняет в нашем восприятии и позволяет услышать его личное высказывание в мельчайших деталях. Благодаря сверхчувствительным микрофонам частью музыки становились окружающие звуки – перестановка инструментов, приемы игры, дыхание исполнителей, женский голос, объявляющий текущий этаж, и скрип протираемого уборщицами стекла. Наиболее интересным в этом контексте стал, пожалуй, номер «ОНО; где оно?» в исполнении Романа Малявкина на минус первом этаже, где он, по понятным причинам, не был виден публике. Отсутствие визуального провоцирует на полное погружение в музыку и собственные ощущения. Особым удовольствием было слушать стук клавиш и кнопок, воздух в мехах и другие звуки неустановленного происхождения – мы ведь так и не увидели процесс их извлечения, и в этом есть свое обаяние.
Формат концерта в лифте сегодня безусловно воспринимается как нечто особенное. Но его трудно организовать, что влечет за собой некоторые недоработки. Трансляция из лифта – это уже целая проблема, а перебои в работе наушников подпортили общее впечатление от музыки. К тому же, концерт проходил в довольно неформальной обстановке – ее волей-неволей создали сами авторы проекта, и посетители это почувствовали. Результат – не слишком внимательное отношение к музыке: не все слушали выступление из зрительного зала – люди свободно перемещались по холлу, пересаживались на другие места, многие уходили с концерта прямо посередине номера. Некоторые переговаривались между собой – благо, в наушниках этого практически не было слышно.
Тем не менее, основной идеей концерта остается исследование звука и его восприятие – а это и есть самое ценное в современной музыке. В проекте «Геометрия звука» постоянно экспериментируют с форматами, благодаря чему их концерты не бывают похожими друг на друга: музыкальный променад по закрытому музею, ревитализация цехового пространства, сверхцикл из ежегодных концертов, выступление в лифте. Кто знает, чем удивят нас создатели проекта в следующий раз?
*Рецензия написана в рамках проекта “Журналистские читки”