Завершился VIII Санкт-Петербургский культурный форум, собравший 35 тысяч участников из 96 стран. Три дня десятки площадок становились местом встреч для представителей профессиональных сообществ, обсуждавших вопросы художественного образования, культурного менеджмента, книгоиздания, музейного наследия, театра, кино. О том, как было представлено музыкальное искусство и как завершился «Год театра», рассказывают очевидцы событий.
Мацуев, Noize MC (Иван Алексеев внесен в реестр иноагентов) и Бетховен
Музыке по традиции отвели отдельную секцию, и, кроме дискуссий и круглых столов, артисты «высказывались» в концертном пространстве, так сказать, подтверждая теоретические выкладки практикой. В Мариинском театре огромным мультижанровым гала-концертом завершился театральный марафон. В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоялась презентация созданного в 2019 году Челябинского симфонического оркестра. Им дирижировал его руководитель Адик Абдурахманов, а поддержал коллег Денис Мацуев, солировавший в Первом концерте Чайковского. Но интересные события проходили не только на статусных парадных сценах. В пространстве «Севкабель Порт» на Васильевском острове рокер и рэпер Noize MC (Иван Алексеев внесен в реестр иноагентов) выступил с оркестром русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии. Неисповедимы пути: Иван Алексеев (настоящее имя Noize MC) в детстве учился игре на гитаре у Евгения Алешникова, теперь возглавляющего оркестр филармонии и предложившего такой необычный альянс бывшему воспитаннику.
Еще одна клубная площадка – пространство Freedom на Казанской площади, модный досуговый центр, работающий в режиме тайм-кафе, где введен поминутный тариф пребывания. Там обустроились джазмены, в том числе московская группа Ivanov Vibe Band под руководством композитора и вибрафониста Иннокентия Иванова.
Не осталась без попечения на СПб-форуме современная академическая музыка. В рамках презентации фестиваля СТАМ в Дубовом зале Доме композиторов прозвучали Соната для двух фортепиано Ю. Буцко, цикл «Осенние листья» В. Ребикова, а также сочинения лауреатов фестиваля разных лет в исполнении молодых пианистов Московской консерватории Юлии Куприяновой и Алексея Чернова. Этот проект уже существует более десяти лет, и его центральным событием становится конкурс композиторов, на котором победителей выбирает публика. Необычный формат призван подчеркнуть одну из главных идей всего проекта: разворот современной музыки к слушателям.
А что же классика? Одним из постоянных хедлайнеров Санкт-Петербургского культурного форума с самого основания является скрипач, дирижер Сергей Стадлер. В этом году он предложил в программу постановку оперы Моцарта «Дон Жуан», показанную в Эрмитажном театре, и совместный проект с Камерным хором Московской консерватории. Выбор именно «Дон Жуана» символичен, так как опера – ровесница театра: оба шедевра – музыкальный и архитектурный – были созданы в 1787 году. Александру Соловьёву, руководителю Камерного хора, маэстро Стадлер предложил другую юбилейную тему – навстречу 180-летию Чайковского и 250-летию Бетховена, чьи даты отмечаются в 2020 году. Слушателей ожидал сюрприз, так как программа началась с «бисового» номера: Сергей Стадлер признался в увлеченности музыкой Шуберта и сыграл его Первую симфонию, открыв череду редкостей этого вечера. Кантаты Бетховена «На восшествие Леопольда II на императорский престол» (прозвучал финал-апофеоз) и «Морская тишь и счастливое плавание» также редко услышишь в концертной интерпретации. Они представили особый интерес, продемонстрировав гибкий ансамбль Симфонического оркестра Санкт-Петербурга и Камерного хора МГК, европейский саунд без громогласного «героизма». Творческий альянс двух столиц оказался удачен, и в данном контексте уместным и дипломатичным показался выбор кантаты «Москва» Чайковского, где в хоровых фрагментах солировали хормейстеры Камерного хора Мария Челмакина и Тарас Ясенков.
Евгения Кривицкая
Замуровали, демоны
Образ коварного соблазнителя, похитителя женских сердец, «наказанного развратника» Дон Жуана и по сей день привлекает внимание режиссеров. Жизненность сюжета в современной реальности находит отклик у публики, что обеспечивает спектаклю посещаемость. Подобный «бум» «Дон Жуанов» составляет сложность новым постановщикам, которые рискуют оказаться тривиальными в собственной трактовке оперы. Режиссер-постановщик петербургского «Дон Жуана» Ирина Фокина совместно с художником-постановщиком Алексеем Левданским и не стремятся удивить зрителя чем-то ультрановым. В век отказа от архаичности в сценографии и трактовке фабулы сюжета авторы создают себе вполне обычную версию «Дон Жуана», с некоторыми минималистичными оттенками в декоративном оформлении пространства сцены. И костюмы не современные, и гаджетов на сцене нет. Главным для Фокиной становится осмыслить всю сложность психологических состояний героев оперы и представить свою оценку их внутреннему миру. И вот тут как раз и кроются некоторые задатки нетривиального подхода.
В этой опере Моцарта во главе угла стоят противоречия между двумя основными сферами выразительности: полумрачной и полукомической. И это проявляется не только в общей атмосфере действия, но и во внутреннем мире главного героя. За маской веселья кроются демоны, которые в любой момент готовы погубить персонажа. Эта идея красной нитью проходит через весь спектакль, причем решенная довольно-таки «в лоб». Демоны-слуги, которые помогают Дон Жуану организовать разгульный пир, они же – языки адского пламени, кружащие героя в дьявольском танце, то ли с желанием спасти от разъяренных мстителей, то ли поглощающие, отрезающие последний путь к спасению через раскаяние. Они же (демоны) наблюдают и за гибелью Дон Жуана, словно присяжные, безмолвно выносящие окончательный вердикт суда. Насмехаясь над памятью Командора, персонаж сам идет в объятия вечного огня, отвергая покаяния и оставаясь верным самому себе. Что для него ад: наслаждение или наказание – вопрос, повисший в воздухе. Самая драматичная сцена спектакля решена катарсически: призрак Командора, поющий в зале, полумрак на сцене, дымовая завеса, которую прорезают световые молнии, эмоциональное звучание оркестра под управлением Сергея Стадлера – все это усиливает трагизм ситуации, внушая зрителям мысль о неумолимой силе рока.
Не остаются без некоторого внимания и психологические портреты других героев оперы. В особенности женские образы. Обманутые соблазнителем барышни, мечтающие отомстить коварному обольстителю в финале оперы, неожиданно «снимают маски», демонстрируя, что «старая любовь не ржавеет». Не в этом ли попытка режиссера оправдать главного героя, который, несмотря на свои пороки, смог подарить избранницам мгновения чарующего счастья? И не собственные демоны ли в душах девушек толкнули их в объятия к соблазнителю? Зрителю представлено самому найти ответы на эти вопросы.
Анна Конивец
Антон Танонов:
Темы рождаются спонтанно, в день и час, когда им удобно
Уже второй год подряд Союз композиторов России презентует на Санкт-Петербургском культурном форуме необычные интерактивные проекты. В прошлом году все желающие смогли поприсутствовать на «Репетиции оркестра» и оказаться внутри процесса разучивания современного произведения, задать вопросы композитору, солистам, дирижеру. Теперь заведующий кафедрой специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории Антон Танонов предложил идею мастер-класса #СочиняемМузыкуВместе. В Манеже на Исаакиевской площади, вместившем 200 человек, в рамках открытого лектория «Культура 2.0» Танонов в течение часа показывал, как же рождается музыкальное произведение.
Конечно, во времена Моцарта и даже Чайковского такой эксперимент вряд ли бы удался. Сидеть не дыша и смотреть, как гусиным пером выводятся ноты, – не очень-то увлекательно. Но теперь, в век мультимедиа, на помощь отважному композитору пришли компьютер, различные софты, с помощью которых он мгновенно фиксировал найденную мелодию, гармонию, тембровые «одежды». На экранах мерцали синусоиды, цифровое табло отсчитывало секунды, и, кроме того, Танонов вовлекал аудиторию в процесс сочинения, спрашивая совета или эмоциональной оценки: «Оставим такой вариант?», «Удачна ли флейта тут?» Публика живо реагировала, а в конце группа товарищей с галерки попросила разрешения использовать получившуюся пьесу как саундтрек к анимационному фильму «Горынычи». Написав в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Антону Танонову (АТ), Евгения Кривицкая (ЕК) попросила рассказать, «как же он дошел до жизни такой», как пришла идея вынести на публику такой интимный процесс, как сочинение музыки?
АТ Как правило, я стараюсь специально не концентрироваться на решении той или иной проблемы – решения, как и музыкальные темы, рождаются спонтанно, в день и час, когда им удобно. Как и любой композитор сегодня, я заинтересован в расширении аудитории концертов современной музыки. Форма коллективного сотворчества, которую я предлагаю, может оказаться действенным инструментом активного погружения слушателя в звуковые миры новой музыки, поможет преодолеть «проблемы перевода» актуального музыкального языка, привлечет новых слушателей. На практике, после окончания концерта или до, я бы предлагал композитору выйти к аудитории и вместе с ней сочинить миниатюру, используя «фонемы» своего музыкального языка. В процессе коллективного создания композиции происходит естественное сближение аудитории и автора, музыка композитора через призму сотворчества воспринимается иначе.
Что же касается интимности процесса написания музыки – думаю, у всех авторов он индивидуален. Меня часто, в хорошем смысле, подстегивают внешние раздражители – временные дедлайны, отвлекающая суета мессенджеров и звонков мобильного.
ЕК Уже есть опыт проведения подобных проектов?
АТ Нет, это первый раз. Говоря «на практике», я имею в виду продолжение и развитие этой идеи применительно к концертам разных стилистических направлений – от пост- и метамодерна до романсиад.
ЕК В Манеже вам пришлось долго «держать» внимание большой аудитории – вы заранее обдумывали, как это сделать?
АТ У меня был очень условный план по психодраме будущей пьесы, но он с самого начала был отвергнут. Аудитория в качестве второго раздела пьесы вместо предложенной «просветленной грусти» выбрала комедию. А в музыке комедия – не самый простой жанр. Что же касается удержания внимания аудитории – тут все просто, сочинение музыки – увлекательный процесс. Надо было только создать «творческую атмосферу», и зал превратился в удивительного криэйтора.
ЕК Приглашенные «живые» инструменталисты внесли элемент театральности. В драматургии мастер-класса это создало контраст: вы как бы «подстраховались» на тот случай, если аудитория заскучает…
АТ Да, абсолютно верно, я пригласил своих коллег-инструменталистов поучаствовать в проекте, они с радостью согласились. Сюрпризом оказался приход на мастер-класс исполнителя на кристаллофоне, волшебном инструменте, созданном в Петербурге.
ЕК Вы планируете развивать формат интерактивного сочинения музыки?
АТ Да, мне кажется такая форма взаимодействия со слушателями-соавторами очень перспективной. В следующий раз интересно будет поработать с аудиторией на концерте музыки минимализма.