Пражская Лолита События

Пражская Лолита

Опера Щедрина на сцене Национального театра

Пражская Национальная опера работает на трех сценах. Обладает большим репертуаром по чешской части, в основном, в традиционно-разводочном исполнении, и по общеевропейской тоже. Там недавно сменился интендант – в главном кабинете появился норвежец Пер Бойе Хансен, который сразу же начал наводить новые порядки. Заявил, что в Праге непременно должны ставить острую классику ХХ века, в частности, «Великого Мертвиарха» («Гранд макабр») Дьёрдя Лигети, и обновлять постановки по операм чешских композиторов. Внутри театра тут же начались волнения, чуть что не забастовки. Но постепенно все улеглось.

«Лолита» Родиона Щедрина (1994, Стокгольм) к самой острой классике ХХ века не принадлежит. И поставить ее решился не новый, а предыдущий интендант. В каком контексте она появилась в Праге? Лет пять назад я был в красивейшей чешской столице и дал себе труд походить на оперные спектакли. Ни по музыкальной, ни по театральной части увиденное не чаровало. Как правило, приходилось уходить в антракте («Травиата», «Свадьба Фигаро», «Либуше»).

На этот раз два спектакля по европейской классике в каком-то смысле «зацепили». В «Вертере» показали режиссуру серьезного немецкого профессионала Вилли Деккера, которая превращала мелодраму в занятную интеллектуальную игру. Но музыкальная сторона оказалась ниже всякой критики, из французской лирической оперы пытались сотворить нечто пуччиниобразное. А в «Лоэнгрине», наоборот, возобновили байройтскую «режиссуру» Вольфганга Вагнера (я недаром взял слово в кавычки), которая сегодня вся совершенно смехотворна. Возобновляла постановку в Праге его дочь, нынешний интендант Байройтского фестиваля Катарина Вагнер. Она напихала туда каких-то ненужных полупсихологических подробностей, от которых делается неловко. Зато музыка Вагнера звучала иногда очень даже лихо – молодой немецкий дирижер Константин Тринкс «собаку съел» на операх байройтского лебедя и умело вел нас по всем заводям и протокам романтических коловращений. Два скандинава (Магнус Вигилиус и Олафур Сигурдарсон) в главных ролях пели как надо, хор работал по полной, оркестр «наяривал» – в результате дело довели до несчастливого финала с большой эффективностью.

«Лолиту» исполнили в полном виде, что в последнее время случается нечасто. Я не видел стокгольмский спектакль (дирижер Мстислав Ростропович), но хорошо помню Татьяну Куинджи в броском пермском спектакле Георгия Исаакяна (2003). Певица обладала такой удивительной актерской энергетикой, что как будто творила совершенно живую, изящно поющую нимфетку рядом с самой собой. Она вставала в центр спектакля, заслоняя все остальное.

Основой пражского спектакля стала строгая музыкальная основа. Дирижер – Сергей Неллер, который в свое время закончил Московскую консерваторию как пианист и композитор и представил в Москве оперу «Тентажиль» (ее воплотил в «Геликон-опере» Дмитрий Крымов). Потом он отправился в Германию и стал немецким дирижером, получил вторую премию на престижном Конкурсе имени Малера. «Лолита» – его театральный дебют. Партитура Родиона Щедрина драматургична, подчеркнуто театральна, содержит хорошо читаемую внутреннюю логику. Неллер все это чувствует точно и тонко. Он проводит «размытую» линию тихого нагнетания в первой части – и ударяется «во все тяжкие» во второй, где нимфетка показывает все свои позитивные и негативные качества, а мужчины проявляют себя как агрессивные и тиранические мерзавцы. Усиливающийся драматизм находит свое мощное отражение в раздирающем чувства дуэте Хумберта и Куилти. Вплоть до самого конца музыкальная ткань жжется и царапается, как злое пресмыкающееся, и в самом конце слушатели испытывают странное удовлетворение, вырвавшись из когтей этого существа. Неллер делает много для того, чтобы одолеть оркестр, который не всегда готов быть дисциплинированным, и полностью подчиняет своей воле хор и солистов.

Они все как на подбор. Прежде всего, Петр Соколов – Хумберт: четкая подача текста, погруженность в роль, стильность, ничего не отнимешь. Дарья Росицкая в роли Шарлотты убеждает на все сто процентов: работа, достойная драматической актрисы, пение без помарок. Александру Кравцу приходится по воле режиссера с самого начала рисовать своего антигероя Клэра Куилти законченным извращенцем. Наверное, будь рисунок роли поинтереснее, и результат был бы богаче. Но и в таком виде певец достоин высоких похвал. Пелагея Куренная, которую мы знаем по ролям в Мариинском театре, поет очень качественно. И внешне она к роли очень подходит. (Тут замечу, что для премьеры в Стокгольме директор Королевской оперы отсматривал всех потенциальных нимфеток чуть не со всей Европы в течение года и тем самым заслужил репутацию потенциального педофила.) Но в ней как театральной фигуре нет той особой отстраненности от роли, того «полета в высоту», который должен быть в Лолите. Потому что именно тогда мы и осознáем на глубинном уровне, сколь мерзки и отвратительны те двое взрослых мужчин, которые грубо манипулируют ею.

Спектакль поставила Слава Даубнерова из Словакии. Она знаменита своей многофункциональностью – актриса, автор, перформер, режиссер. Декорации Бориса Кудлички и костюмы Наталии Китамикадо сработаны не по-оперному (в пражском смысле), мы переходим в крутой драматический театр со всеми его прибамбасами: автомашина «в натуре», жилой вагончик, броская уличная реклама. Эффектно и убедительно поставлены хоровые сцены. Певцы точно выполняют непростые режиссерские указания. Спектакль идет динамично, суггестивно, заразительно. Хотя, впрочем, последнее слово нужно понимать в более широком смысле.

История Лолиты действует на нас в этом спектакле более назидательно, ригористично, чем обычно. Отрицательное отношение женщины-режиссера к мужикам («козлам») на уровне интеллекта выгораживает Лолиту, и она почти лишается всей своей нимфеточной предосудительности и соблазнительности.

На спектакле, который видел я, присутствовали приехавшие из Мюнхена Валерий Гергиев и Родион Щедрин. Приятно было узнать, что постановка собирается переехать в Петербург для показов в Мариинском театре.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»