«Дети правят оперой» – такой девиз избрали для себя организаторы проекта «КоOPERAция». Лаборатория молодых композиторов и драматургов существует уже третий год и известна своими экспериментами в области музыкального театра. Однако впервые ее создатели предложили композиторам написать оперы для детей, на либретто, авторами которого выступили сами дети. А их фантазии не было предела. Перед нами возникал страшный робот, мстившая своему мужу зомби-королева, дух умершего мальчика, вселившийся в забитого в школе парня, сварливая бабушка-ведьма, не дававшая покоя внучке. Над музыкой работали Дмитрий Мазуров, Татьяна Шатковская-Айзенберг, Игорь Яковенко и Андрей Бесогонов. Право выбора одного из четырех московских композиторов также было отдано детям.
Так уж получилось, что объединяющим началом для всех опер, за исключением последней, стали ужасы. Оно и понятно: страшилки на ночь, кошмары с участием детей от Стивена Кинга, набирающие популярность сериалы про зомби и вампиров – все это сейчас находится в свободном доступе для детей в сети. Но за страхом, необычными, порой недетскими сюжетами кроется мораль, без которой не обходится ни одна история.
Любите, уважайте и слушайтесь родителей – такой месседж передали зрителям маленькие либреттисты в первой опере «Виновны!». Действие происходит в виртуальном детском суде с грозным судьей, обвинителями-подростками и устрашающим роботом-прокурором в образах клоуна и Деда Мороза. Дети обвиняли родителей за недоброжелательное отношение к ним: одной не купили куклу в золотом платье, второй не дали поиграть в приставку, а на мальчика и вовсе накричали. По очереди дети беспощадно запугивали родителей при помощи модулятора голоса, выслушивая жалкие оправдания взрослых – эдакая смена парадигм. Музыка Игоря Яковенко механически и отрывисто передавала реплики персонажей, а в конце оперы композитор решил примирить все споры звучным вокализом-колыбельной для голоса, фортепиано и виолончели.
Обладателями самой бурной фантазии стали сценаристы оперы «Порох и заячьи ушки». Сюжет оперы таков. На охоте Королева умирает от случайной пули ловчего Артура, друга Короля. Монарх страдал недолго и почти сразу же женился на невесте своего поданного. Тем временем Артур и зайцы воскрешают Королеву, и та идет мстить неверному мужу прямо на свадьбу. Всю сцену убийства дети-зайки злобно кричат: «Кровь, кровь, кровь…» В итоге все герои умерли, но эта история вовсе не о смерти, она о прощении, как заверяют нас сами дети, – в финале оперы два белых зайца-ангелочка символизируют прощение героев на небесах.
Эта опера выглядит самой детской из всех. Такой эффект создает режиссерское решение – противопоставить красный и белый цвета декораций, нелепые костюмы героев, вроде розовой шубки Короля или пластмассовых корон. Музыка Андрея Бесогонова тоже «серьезна» и даже в каком-то смысле прямолинейна – традиционные арии мести и жалобы из оперы-seria, дуэты согласия и хоры-выкрики заячьего народа. Но в контексте этого чересчур наивного сюжета музыка выглядела как элемент постиронии. Несмотря на послание либреттистов в видеопревью к опере, где они твердили нам о несправедливости судьбы к людям (в данном случае по отношению к Артуру), сюжет сместился в полный сюр, настоящее безумие с участием миленьких зайцев. Наверное, это и запомнилось детям больше всего, нежели печальная судьба ловчего короля. И подзаголовок «опера-хоррор»скорее был бы уместен для этого произведения, нежели для следующей оперы «DARK» («Тьма»).
Это совместное творение композитора и детей открывало вторую часть показа «КоOPERAции». Сюжет заставил всех быстро забыть о предыдущих детских историях и окунуться в социальную проблему буллинга – травли одноклассниками в школах. Не обходится и без фантастического элемента: в центре оперы – фигура мальчика, в которого вселяется призрак. Он управляет героем, делает его жестоким и толкает на убийство родной сестры – единственной, кто защищает брата от нападок одноклассников. В этой опере все выглядит органичным: режиссерские находки руководителя «КоOPERAции» Екатерины Василевой, работа художника Софьи Кобозевой, художника по свету Александра Романова и хореографа Александры Рудик и музыкальное наполнение оперы от Дмитрия Мазурова. Интересно начало, где выражение «забивают» раскрывается в буквальном смысле – дети с баскетбольными мячами находят Бена (имя главного героя) на спортивной площадке и окружают его, отбивая мяч об пол. Музыка еще не началась, но глухой звук баскетбольных мячей, их постепенное приближение к персонажу, учащение ритма отскоков накаляют обстановку до предела, заставляя ощущать внутреннее состояние мальчика.
Композитор Дмитрий Мазуров в своем первом сочинении для детей использовал привычную для себя сферу в современной музыке – экспериментальную электронику. «Я сразу решил, что не буду писать детскую музыку в традиционном понимании, – признается Дмитрий. – Есть композиторы, писатели, которые прекрасно это делают,и это отдельная область искусства. Мой бэкграунд другой – клубный, кислотный, и мое желание было написать оперу для хипстеров. Я знаком с современной молодежной культурой и понимаю, что для нового поколения старый, академический формат оперы малоинтересен. Хотелось по-другому взглянуть на него. Поэтому здесь можно обнаружить и медиа-арт, и нойз, и элементы современной queer поп-музыки (андрогинный вокал), постинтернет искусства, эмбиент, хип-хоп, нойз, экспериментал, элементы. А также саксофон и бас-гитара из мира фри джаза».
Композитор не скрывает, что для него это не опера-хоррор. Его больше интересовала «криповость». Эту атмосферу дополняло и инфернальное звучание голосов с акустическими эффектами, которые воплотили исполнитель главной роли контратенор Рамазан Юнусов и солисты театра голоса «Ла Гол» Алена Верин-Галицкая, Екатерина Палагина, Мария Беккер.
Конечно, в конце нас ожидает якобы «счастливый финал», несущий в себе идею, что любовь и сострадание побеждают темную сторону: призрак разоблачает сам себя под давлением трепетных отношений сестры к брату. Но сценическое и музыкальное воплощение последней сцены свидетельствовало скорее о странности происходящего: все герои оперы сливаются в едином техно-танце, символизирующем, по выражению композитора, «жутковатый хэппи-энд». Дмитрий Мазуров намеренно хотел, чтобы опера закончилась не на позитивной ноте, а утонула в странной, психоделической эмоции…
Позитивным окончанием всего вечера стала последняя работа под названием «Я живу у ведьмы». Сюжет прост и понятен, даже в каком-то смысле банален: оставшаяся без родителей современная девочка Василиса живет в своем мире гаджетов и современных технологий. Ее отдают на попечение к бабушке, живущей по старым правилам. Два поколения не могут ужиться в одном доме, и героиня убегает от надоедливой старухи. Отрицательный и в то же время забавный эффект этому персонажу придавал белый грим с подчеркнутыми формами лица и странная подпрыгивающая походка. Заметив пропажу, бабушка, естественно, отправляется на поиски внучки, ради которой она начинает делать шаги к познанию мира технологичного века. Видя все это со стороны, Василиса оттаивает и проникается любовью к своему единственному близкому человеку.
Композитор Татьяна Шатковская-Айзенберг была единственной, в чьей музыке отчетливо проступала традиция, в данном случае – опора на стили второй половины XX века. Полагаясь на свой опыт написания музыки для маленьких слушателей, композитор создала по-настоящему детскую музыку с отсылкой к рок-операм Уэббера и Рыбникова. Опера со счастливым концом стала долгожданным «хэппи-эндом», где под финальную песню все участники проекта вышли на сцену.