Новый год – время не только праздничных поздравлений, фейерверков и радостной суеты, но и момент, когда стоит оглянуться на прошедший год, подвести итоги. Именно так представлялась встреча в Московской филармонии. Однако, по сути разговор вышел за пределы сиюминутных тем и коснулся вопросов стратегии, политики менеджмента, которые генеральный директор МГАФ Алексей Шалашов – лидер на филармоническом пространстве России – откровенно и глубоко обсуждал вместе с журналистами.
Вера, надежда, любовь
Я помню, как меня постоянно спрашивали, чувствуется ли конкуренция со стороны Большого зала консерватории. Теперь аналогичные вопросы поступают по поводу «Зарядья». Я считаю так: у нас среда – не конкурентная, ведь она построена на любви и ответственности за Музыку, за слушателя. А конкурировать в силе любви невозможно. Я лучше поделюсь статистикой. Наше огромное завоевание – это публика, абонементодержатели, число которых на сегодняшний день достигло более ста тысяч человек, и это не предел. Представьте себе, что ежегодно в ночь на 1 февраля люди садятся за компьютер, не спят полночи, чтобы купить 5-6 абонементов на концерты, которые состоятся через полтора года! Это осознанный шаг, из любви к Московской филармонии. Такая преданность дорогого стоит.
С другой стороны, я бы с осторожностью подходил к заявлениям о «буме» среди меломанов. Когда сравнивают концертную жизнь с музейной, говорят, что сейчас рвутся на выставки и проводят параллель с посещением филармонии, то для меня это разные ситуации. У нас нет ажиотажа, человек, приходящий в зал, должен провести целый вечер, слушая музыку. А на выставке, порой, посетители быстро «щелкают» картины на телефон и бегут дальше. Наша аудитория растет медленно и очень постепенно, и я буду рад, если хотя бы не будет оттока.
Мы постоянно поддерживаем обратную связь со слушателями – это многолетняя традиция. До сих пор существует справочный телефон, но если раньше введение такой службы произвело революцию, то теперь я подумываю об упразднении «справки»: основная масса народа предпочитает общение через соцсети или по электронной почте.
Виртуальная филармония
Наша съемочная команда набралась опыта, и с гордостью скажу, что ряд партнеров – Mezzo.tv, Medici.tv – заявили, что готовы брать интересные им концерты: теперь их устраивает не только художественное качество, но и технические параметры. Несколько наших съемок показал телеканал «Культура» – мы гордимся этим завоеванием. Очень востребованы и онлайн-трансляции, поэтому теперь у нас два абонемента, где концерты в выходные дни начинаются в час дня. Это сделано с учетом разных часовых поясов в России, чтобы слушатели в регионах смогли увидеть выступление артистов в прямом эфире.
Лучшее – детям
В течение года отсматриваются детские постановки, появляющиеся в театрах, антрепризах, выбираются понравившиеся. И тогда приглашаем создателей принять участие в фестивале новогодних каникул «Ёлка», проходящем уже несколько лет в Филармонии-2. В то же время мы готовим собственный проект с обязательным участием симфонического оркестра. Несколько лет подряд шло представление «Сказка для Ёжика с оркестром», пользовавшееся грандиозным успехом. Теперь мы переформатировали эту программу в «Аттракцион для Петрушки с оркестром», также с участием независимой театрально-цирковой компании «Антикварный цирк». Хочется обновления, но… потом вернем полюбившегося москвичам «Ёжика».
Цена за сольник
Мы очень близки к европейской шкале гонораров. Зарубежные агенты уже знают, что Московская филармония не станет платить заоблачную цену и что Россия – это не страна «третьего мира». Другое дело цена за выступление на закрытом концерте – это частное дело артиста, он вправе предложить свои финансовые условия, понимая, что перед ним будет совсем иная публика, чем в филармоническом зале, будет другая энергетическая отдача. Потому что прием слушателей, отношение организаторов часто играет решающую роль в том, как выстраиваются взаимоотношения, вернется ли артист в данный зал, город.
Есть и другая проблема – отсутствие единого информационного пространства, из-за чего для некоторых исполнителей гастроли в России не являются приоритетными в контексте их карьеры. Волнуют не только деньги, но и резонанс… А также творческий интерес – кто партнеры? Далеко не все российские дирижеры известны на Западе, а солистам важно знать, кто будет стоять за пультом симфонического оркестра.
Как складывается бюджет концерта? Две трети – за счет сбора с билетов, остальное покрывает госбюджет Филармонии. Мы хотели бы иметь генерального спонсора, но, к сожалению, частные средства вкладываются, как правило, только тогда, когда участвуют звезды или медийные личности.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – это национальный проект, имеющий отдельное финансированное, рассчитанное пока на шесть лет. По итогам Первого Всероссийского конкурса молодых артистов оркестра РНМСО объединил 100 талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет из 28 городов России. Это не просто оркестр, но и симфоническая академия: параллельно с концертами проходят творческие занятия, мастер-классы. Ребята приходят за час, некоторые даже за два часа до начала репетиции, а покидают здание Филармонии-2 около десяти вечера: у них огромное стремление к совершенствованию. И открытость к тому, что им дает педагог или дирижер, что отличает РНМСО от многих взрослых коллективов. Наши молодые музыканты собраны, дисциплинированы, за эти полтора года добились многого, став по-настоящему сыгранным оркестром. Они уже участвовали в фестивалях «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», выступали на гала-открытии VII Санкт-Петербургского культурного форума.
Бойтесь своих желаний
Мы уже несколько лет стремимся к тому, чтобы в филармонии не было «лакун» в конце сезона, когда в Москву съезжаются туристы со всего мира. Пока не раскрою секрета, но все сотрудники уже знают – сезон в июне не закончится, паузы этим летом не будет, так что придется повременить с отпусками.