В московской галерее «ГРАУНД Солянка» открылась выставка «Я, Майя Плисецкая», приуроченная к 95-летию со дня рождения великой балерины. Куратор экспозиции, театральный художник Мария Трегубова, создала шесть инсталляций, раскрывающих жизнь и творчество неповторимой легенды русского балета. Незадолго до Нового года проект представили Родиону Щедрину (РЩ), своими впечатлениями композитор поделился с Сергеем Булановым (СБ).
РЩ Я благодарен создателям этой выставки. Совсем молодые люди, никогда в жизни не видевшие Майю Михайловну, с фантазией, и нельзя этого не почувствовать – с любовью, нежностью и интересом к ее жизни, создали замечательные инсталляции. Пространство небольшое, но использовано оно талантливо, есть целый ряд хороших находок.
СБ Экспозиция многогранно раскрывает образ главной героини без каких-либо артефактов: нет ничего из того, что мы привыкли видеть на выставках.
РЩ Сегодня молодежь склонна к новому формату инсталляций, мне это очень импонирует. Рядом с каждой из комнат лежит книга «Я, Майя Плисецкая», открытая на определенных страницах и с подчеркнутыми строками, где рассказывается о ее раннем детстве, первых балетных шагах, о непростой жизни.
СБ Книга давно стала бестселлером.
РЩ У нас в России она переиздавалась 15 раз, переведена на 13 языков, и экземпляры быстро раскупают. Не так давно закончилась новая партия в книжном магазине «Москва». Я узнал об этом, когда зашел туда, чтобы купить русское издание биографии Лени Рифеншталь. Раньше читал ее на немецком, книга производит сильное впечатление.
СБ Что на выставке особенно привлекло ваше внимание?
РЩ Например, есть инсталляция «Комната страха», с многочисленными «окнами» и «щелями», так оформлен сюжет о подозрениях в сотрудничестве Майи Михайловны с английской разведкой: лежат тела, и то ли подслушивают, то ли подсматривают. В другой комнате к макету сцены Большого театра ведет восходящая красная лестница, по которой движется балерина. Еще в одной стоит белый рояль и «сам» играет «музыку Щедрина» – клавиши бегают без пианиста. Звучит плетневское переложение балета «Анна Каренина», «Basso ostinato», номера из «Кармен-сюиты». Теперь уже весь свет Божий «карменизирован», даже в оперу Бизе вставляют фрагменты, на что я даю разрешение и рад появлению таких трактовок.
СБ Рояль «играет» и вашу популярную пьесу «В подражание Альбенису». Она же написана для Майи Михайловны?
РЩ Да, мы тогда еще только поженились. Я старался придумать подарок к ее дню рождения, и Лиля Брик, с которой мы жили в одном доме и были очень дружны, подсказала идею «что-нибудь быстренько написать». Так, в 1959 году появилась пьеса «В подражание Альбенису» – подразумевался испанский танец. Потом Касьян Голейзовский поставил на эту музыку балетный номер, и мы исполнили его в Зале Чайковского: Майя Михайловна танцевала, а я играл на рояле.
СБ Несколько лет назад в Санкт-Петербурге проходила выставка «Божественная Майя», где молодые люди точно так же стремились соприкоснуться с тайной Майи Плисецкой. Вы видели ту экспозицию?
РЩ Да, она проходила в Шереметевском дворце. Показывали костюмы, созданные Пьером Карденом, в которых она выходила на сцену в балетах «Дама с собачкой», «Чайка». Но самое интересное и замечательное, что молодые кутюрье, вдохновленные искусством Майи Михайловны, разработали авторские наряды по мотивам ее творчества.
СБ В 2016 году в Москве на Большой Дмитровке открыли Сквер Майи Плисецкой. Какое впечатление он на вас производит?
РЩ Очень счастлив! Я принимал участие в отборе памятника, скульптор Виктор Митрошин предлагал несколько вариантов. Он очень талантливый человек, они дружили с Майей Михайловной, она помогала ему организовать выставку в Париже, в своей второй книге «Тринадцать лет спустя» посвятила целую главу. Мне на днях прислали видео, как рядом с памятником совсем маленькие девочки танцуют, изображают балерин – по-моему, это чудесно, очень трогает!..
СБ Для молодых – настоящее счастье, что существует столько возможностей прикоснуться к такой личности.
РЩ Сам облик Майи Плисецкой привлекает молодежь: ее характер, высказывания. Молодые люди интересуются не только ее артистической судьбой, но и человеческими качествами. Переиздаются книги, есть предложения фильмов – все это меня очень радует. Но, как в жизни всякого человека, стоящего на пьедестале, порой появляются люди, часто далекие и полублизкие родственники, которые норовят нанести неприметный, но ядовитый «укус», что-нибудь сочинить или «вякнуть» на телевидении. Всегда вспоминаю на этот счет басню Крылова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»
СБ Подобные случаи растворяются в величии и значимости Майи Михайловны, как капля в море.
РЩ Она, правда, была исключением из рода человеческого. К ней тянуло магнитом, у нее была особая магия. Соломон Волков однажды сказал мне, что за всю жизнь знал только одного прямодушного человека – Майю Плисецкую. У нее никогда не было второго смысла, второго дна. Абсолютное прямодушие. Она прожила трудную жизнь в трудное время и вышла победителем.
Подробнее о выставке-инсталяции «Я, Майя Плисецкая» – на сайте галереи.