Собственно, и сам фестиваль вышел за рамки традиционных форматов и длился целый сезон, демонстрируя творческий дух, богатый репертуарный запас и, главное, креативную силу руководителя Капеллы – дирижера, народного артиста России, профессора Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных Геннадия Дмитряка. Кульминационным пунктом фестиваля стала последняя программа «Сергей Рахманинов и русская песня», давшая повод собрать на сцене «Зарядья» около 300 певцов. К Капелле Юрлова присоединились Тульский государственный хор и 8 студенческих хоров – из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Казани, Магнитогорска, составив Объединенный молодежный хор России.
Прозвучавшие в первом отделении популярные русские народные песни в смелых современных по языку обработках Шостаковича, Ларина, Калистратова показали, насколько неисчерпаем и плодороден этот пласт музыки, насколько он притягателен для композиторов. В то же время вкрапление краски струнных народных инструментов «Терем-квартета» создало шлейф аутентичности и не дало оторваться от праистоков. Кстати, неисповедимы пути артистов: как рассказал Г. А. Дмитряк, впервые с искусством «Терем-квартета» ему пришлось столкнуться в… Бразилии, на фестивале российской культуры. И вот теперь, на своей родине, музыканты решили сделать совместную программу.
Но главным интерпретатором русской песни в этот вечер оказался Сергей Рахманинов. В его «Трех русских песнях» и кантате «Весна» фольклор также преломлен сквозь призму авторского стиля, оказавшись встроенным в эстетику эпохи модерна с его культом красоты, тяготением к символизму. В этих сочинениях Геннадий Дмитряк не только готовил хоровую часть, но и встал за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории, напомнив о своем немалом опыте дирижера-симфониста. Казалось бы, вся эта музыкальная махина должна оглушить публику лавиной звука – но совсем не такую цель преследовал маэстро, умело выстраивавший драматургию каждого произведения, динамическую палитру. Исступленность и нежность, страсть, боль и просветленная мудрость – об этом поведала музыка Рахманинова, завершая юбилейный вечер мощным, наполняющим весь зал гимном любви и искусству. Финальные некрасовские строчки «Люби, покуда любится…», подхваченные гигантским хором,завибрировали в акустике, разлетаясь по залу и возвращаясь вновь на сцену. Это был «момент истины», открывший сокровенные глубины хорового пения. Ощущение магии продлил бис – «Богородице Дево», красивейший фрагмент из «Всенощного бдения» Рахманинова, всегда заставляющий воспарить и самих музыкантов, и слушателей.
Казалось бы, взяв такой рубеж, можно остановиться и «почивать на лаврах», но это не в правилах Геннадия Дмитряка – о своих новых революционных (не побоимся этого слова) проектах он рассказал Евгении Кривицкой.
Ищем таланты
Это уже пятый или шестой раз, как я собираю Сводный хор. Мы такими составами исполняли «Всенощное бдение» Рахманинова, сочинения Свиридова, Реквием Верди… Студенты выступали в известных столичных залах – Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале консерватории, теперь – в «Зарядье». С нами сотрудничали известные симфонические коллективы. Я чувствую у ребят неподдельный интерес к творчеству Капеллы, чей авторитет сейчас очень высок благодаря нашей активной деятельности.
Мы очень благодарны Министерству культуры РФ за внимание к инициативам по проведению масштабных хоровых концертов. Благодаря господдержке, в том числе финансовой, Капелле удалось осуществить ряд значительных творческих проектов, в том числе гала в «Зарядье», с участием большого количества музыкальных коллективов из регионов.
Почему традиции совместных выступлений профессиональных и студенческих хоров должны развиваться? Я сам когда-то стоял в сводном хоре у Александра Юрлова, помню, как замирало сердце, когда он работал с нами. Уверен, что и в наши дни для молодежи важно общение с профессионалами. В свою очередь, нас это также обогащает. Мне нравится работать не только с молодежными хорами,но и с оркестрами, делиться своими знаниями. На сегодняшний день мое заветное желание – создать группу из двадцати артистов, которые проходили бы в Капелле исполнительскую стажировку: пели, помогали в репетиционном процессе, изучали репертуар, знакомились с работой хоровых и симфонических дирижеров. В консерваториях и музыкальных вузах студенты получают прежде всего теоретический багаж. Этот важный, необходимый этап подготовки артиста хора совершенно недостаточен для воспитания полноценных исполнительских качеств, формирования музыкантов-лидеров. В стажерской группе у молодых артистов появится возможность на практике овладеть вокально-хоровыми навыками, отточить слух, развить вкус, расширить кругозор. Этот бесценный опыт мы и хотим предложить молодым коллегам. Те, кто готовятся стать сольными исполнителями, стажируются в оперных театрах. Мы также можем готовить для себя квалифицированные кадры.
Канчели, Рыбников и Богемская рапсодия
Я рад, что в нашем коллективе царит комфортная атмосфера – наш репетиционный и концертный график настолько спрессован, что требует максимальной концентрации и мобильности. Ведь для поддержания творческой формы и освоения нового репертуара требуется время, которое при нашей занятости теперь приходится просто выкраивать. Капелла дает до девяноста концертов в сезон; работать приходится в разных жанрах. Сегодня в составе коллектива Капеллы есть ансамбль солистов, который мастерски исполняет эстрадные сочинения, рок-музыку, например, песни легендарной группы Queen… Они ежегодно выступают в программах более чем двадцати концертов, блестяще владеют эстрадной вокальной техникой и работают наравне со звездами эстрады.
Вы видите, что за последние годы репертуар Капеллы значительно обновился, для нас нет технических преград, мы исполняем, в том числе, много современной музыки – Гии Канчели, Алексея Рыбникова, многих других, что, конечно, помогает двигаться вперед.
Встреча через столетие
Пролистывая страницы прошедшего юбилейного сезона, не могу не вспомнить отдельные важные события. Мы много гастролировали – вначале в Крыму: дали концерт в храме на том месте, где состоялось Крещение Руси, потом в Севастополе, где люди со слезами подпевали и благодарили за песню «Легендарный Севастополь». Затем в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» объездили многие города России. Это Курган, Челябинск, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Уфа, Нефтекамск, Набережные Челны, Самара, Тольятти, Смоленск, Вологда… Уже в этом сезоне спели несколько концертов во Франции в программе престижного музыкального фестиваля Via Aeterna, и приятно отметить, что со стороны французской публики чувствовался колоссальный интерес к русской музыке и культуре. Подтверждением успеха этого турне стало повторное приглашение Капеллы во Францию. Также достигнута договоренность о гастролях коллектива в Швейцарию и Японию.
В Москве прошла серия юбилейных концертов, где Капелла показала свои универсальные качества. Например, в программе «Встреча через столетие» мы выступили с Национальным оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, обозначив символическую временную арку к самому первому совместному выступлению с этим коллективом в 1919 году, сто лет назад! Если с осиповцами представили русскую вокально-симфоническую классику – кантаты «Москва» Чайковского и «Александр Невский» Прокофьева, то в февральском юбилейном концерте в Большом зале Московской консерватории исполняли западную хоровую музыку XX века: миниатюры Бриттена, Элгара, Пендерецкого, Уитакера, Тормиса, кантату «Carmina Burana» Орфа. Кульминацией юбилейного фестиваля стал апрельский гала-концерт Капеллы «Музыка столетия», в основу которого легла музыкальная композиция, отражающая основные исторические вехи XX века и творческий путь нашего коллектива.
Важным для нас событием стала также запись Антологии хоровой музыки Георгия Свиридова. В комплект из шести дисков вошли все сочинения композитора для хора a cappella. Позади три года работы, десятки часов, проведенных в студии звукозаписи киноконцерна «Мосфильм». Мы рады, что эта работа была высоко оценена специалистами, и свиридовская Антология стала победителем в номинации «Хоровые произведения» Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук».
Мне приятно констатировать, что Капелла выступает сегодня в переполненных залах: не только в Москве, но и в регионах интерес публики высок. И я бы отметил, как нас слушают: спиной ощущаю напряженное внимание в зале – ту особую тишину, в которой только и может происходить настоящее чудо рождения музыкального образа.
Артем Варгафтик, музыкальный обозреватель радио «Культура» |
Хор, который поет, думает, дышит, чувствует по-русски, всегда черпает силы из двух неиссякаемых источников: народной песни и духовной музыки. На том и стоит наша хоровая классика. На том же стоит и вся история Юрловской капеллы – хотя начиналась она как история семейная. Иван Иванович Юхов на заре ХХ века собирал свой небольшой вокальный ансамбль из родных и близких, не просто, чтобы вместе петь на клиросе в праздники, – а для того, чтобы вместе развивать и двигать вперед русское хоровое дело. Их первые успехи пришлись как раз на те два десятилетия, которые изменили жизнь страны до неузнаваемости – еще бы: с 1905 по 1917 год – три революции!
В разгар Гражданской войны, в 1919 году новая власть собственно и решила «национализировать» хор Юхова – может быть, еще и потому, что Ленину нравилось, как они поют революционные песни? А может быть, потому, что хор теперь должен был стать делом не только общенародным, но и государственным. Вот от этого момента и отсчитываются сто лет новейшей истории Капеллы.
Работы становилось все больше – и на радио, и в спектаклях «Театра Революции», но особенно с изобретением звукового кино. Больше шестидесяти советских фильмов озвучил «юховский хор» (в то время уже Первый Государственный) – в том числе такие всенародно любимые картины, как «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга». Кстати, фильм Григория Александрова «Волга-Волга» был удостоен Сталинской премии первой степени за 1941 год. И все могло быть совсем иначе – если бы не война…
Хористы реорганизованной в 1942 году Республиканской капеллы помогали фронту – не только песнями в госпиталях, не только в концертных бригадах, но и руками, когда нужно было лес валить, бревна пилить и укрепления строить… и как радовались тому мирному будущему, которое непременно наступит.
Мы помним всех, кто вкладывал свои силы и творческие устремления в работу Капеллы в послевоенные годы, кто своим талантом, энергией, мастерством поднимал планку, намечал новые рубежи – всем им мы отдаем дань нашей любви, уважения и признательности. И конечно же, незабываемо яркий след в истории русской хоровой музыки оставил маэстро Александр Юрлов, чье имя капелла с гордостью носит в наши дни.
Сегодня это флагманский, образцовый коллектив, чей выход на сцену под руководством Геннадия Дмитряка (на фото) слушатели встречают дружными аплодисментами – их так приятно слушать, когда ведешь концерты и представляешь артистов, уже не говоря о самих исполнениях. Коллектив необычайно востребованный – то есть загруженный хорошей, интересной, содержательной работой – и любимый теми, для кого эта работа предназначена. До кого юрловцы всеми силами души стараются донести непреходящие ценности русского хорового искусства.