Schtschedrin. Carmen-Suite <br>Respighi. Pini di Roma <br>Mariss Jansons <br>Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks <br>BR-Klassik
Релизы

Schtschedrin. Carmen-Suite
Respighi. Pini di Roma
Mariss Jansons
Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks
BR-Klassik

В последний диск дирижера Мариса Янсонса, выпущенный в январе 2020, спустя месяц после ухода из жизни великого музыканта, вошли live-записи «Кармен-сюиты» Щедрина и «Пиний Рима» Респиги с Симфоническим оркестром Баварского радио. Они были исполнены в ноябре 2017 года в зале «Гаштайг» Мюнхенской филармонии (Щедрин) и в мае 2019 года в Геркулес-холле (Респиги).

Казалось бы, что общего между этими произведениями? Однако мы отчетливо слышим в трактовках петербургские «нотки». В «Кармен-сюите» (как известно, включающей ключевые моменты одноименной оперы «Бизе») сразу отмечаешь легкое, прозрачное звучание оркестра, без привычной «испанистости», залихватской бравурности и тяжеловесности. Более того, в  третьей части, Интермеццо, сыгранной в более подвижном, чем обычно, темпе, проступает фантасмагоричность, напоминающая нам больше о Гоголе, чем о Мериме.

Нельзя не отметить исключительное качество записи, передающей все тембральное многоцветье и изысканность партитуры. «Вкусно» записаны ударные, которые в этой сюите использованы очень разнообразно и с выдумкой. В четвертой части (построенной на материале антракта ко второму действию оперы) мы слышим «пустое» звучание казарменного колокола, шорохи по тарелкам, гарнизонную дробь малого барабана, тэмпл-блоки, вызывающие ассоциации с лошадиным цокотом. Благодаря изобретательной инструментовке Родиона Щедрина и интерпретации Мариса Янсонса перед слушателем разворачивается подробная картина «Утра в казарме».

С особым вниманием мы ждем Марш Тореадора (№9) – самый популярный фрагмент из оперы Бизе. Янсонс усиливает внутренние контрасты между парадной главной темой красавца-тореро и эпизодами, трактованными в мечтательном, крайне сдержанном ключе. Лирическая линия получает дальнейшее развитие в дуэте Тореро и Кармен (№10), где звучание приобретает элегичность и русскую задушевность.

В финале, представляющем калейдоскоп тем, четко выстроена волна нарастания к моменту убийства Кармен с впечатляющей дробью литавр и малого барабана и спада – истаивающей коды, где трубчатые колокола «выводят» кредо героини: «Любовь свободна».

В «Пиниях Рима» Респиги благодаря Янсонсу выявляются тонкие связи с музыкой Стравинского. В первой части очевидно сходство с ярмарочной суетой «Петрушки», откуда «заимствованы» фруллато медных и чуть гнусавящие трубы в верхнем регистре. В маршевой поступи четвертой части отчетливо слышатся отголоски «Шествия старейшего-мудрейшего» из «Весны священной». Несмотря на мощное крещендо Янсонс до самого конца сохраняет баланс групп, осаживая темп в кульминации, чтобы логично расставить аккорды в последних тактах. Триумфальное завершение и разразившиеся аплодисменты зала (оставленные как документ) воспринимаются данью восхищения Мастеру, живущему теперь для нас в записях.