С 24 января по 10 февраля в Москве пройдет Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Провокационная афиша, отсутствие привычной «концертной» начинки, зато много броских театральных проектов. Прояснить концепцию и прокомментировать стратегию Евгения Кривицкая (ЕК) попросила исполнительного продюсера фестиваля, главу «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко (ДГ).
ЕК Зачем вам фестиваль в Москве, в большом шумном городе, где каждую минуту что-то происходит?
ДГ Отличный вопрос. Но я бы поставил по-другому: почему до сих пор мы не делали фестиваль в Москве? У нас всегда было ощущение, что кроме отдельных проектов, как например BBC-промса, все остальные фестивали в столицах теряются в силу специфики таких мегаполисов – из-за огромного количества культурных событий, базирования основных театров и оркестров. В Берлине известен кинофестиваль, хотя там музыкальные тоже проходят. В Вене у нас внешне складывается ощущение, что нет ничего, кроме концертов в Шёнбрунне и Новогоднего бала в Венской опере, хотя там есть свои большие фестивали… Поэтому для фестиваля чаще всего все ищут какое-то особое место, куда бы люди приезжали специально.
С другой стороны, нам показалось, что мы наросли достаточным количеством «мускулатуры», чтобы концентрированно показать в Москве то, что наработано за последние 5-7 лет в рамках наших других фестивалей. А также мировые премьеры, которые создаются к этому новому московскому проекту.
С третьей стороны, нам кажется, что академическому искусству по сути уделяют незаслуженно малое внимание, что сейчас все увлечены чем-то современным, будь то живопись, выставки, театральные постановки, стремятся создать нечто необычное. Нам же хотелось показать, что находясь в фарватере русского академического искусства, которое развивается последние 250 лет, можно искать, находить и развивать что-то новое, актуальное. Когда все эти идеи сложились вместе, нам показалось интересным попробовать ее сделать в Москве.
ЕК А как, кстати определить, что такое академическое искусство?
ДГ Для меня оно должно опираться на некую временную базу развития искусства в конкретной стране, иметь предпосылки в прошлом. Вот почему я упомянул про 250 лет – наше отечественное профессиональное искусство во многих сферах появилось после наполеоновских войн. После того, как мы сходили в Европу и вернулись обратно – во всяком случае в области профессиональной музыки это было так. В России композиторская школа появилась на основе западноевропейской, а не возникла сама по себе из фольклора. В 1970-е годы, когда наши исполнители завоевывали лауреатские звания по всему миру, Леонид Коган, в связи с индивидуальность Виктора Третьякова, высказался так: «Проще скрипачу найти какую-то фишку, особенность, эксплуатировать и развивать ее. Сложнее – пойти по пути, по которому идут ведущие скрипачи на протяжении последних 150 лет, и тут найти что-то новое». Вот в этом для меня основа академической школы, а не просто «мне привиделось…»
ЕК Чем объяснить, что в фестивале Юрия Башмета – известного альтиста, дирижера, – больше половины программ посвящено театральным проектам?
ДГ Просто это интересно. Лет десять назад у нас возник свой жанр музыкально-театральных спектаклей. В Сочи уже сложилась традиция, что каждый год мы специально создаем новую постановку. И «Маленький принц» («Не покидай свою планету»), и «Пиковая дама», и «Фантастическая Кармен» опираются на знакомые сюжеты, но мы заказываем оригинальный сценарий, подбираем музыкальный ряд: для «Маленького принца» писал музыку Кузьма Бодров, в «Кармен» соединены фрагменты из оперы «Бизе», из «Кармен-сюиты» Щедрина… Уже три года вынашивалась идея создания хоровой оперы, где бы всех персонажей заменяли хоры. Наконец, в Москве, в рамках фестиваля мы сможем показать мировую премьеру.
ЕК Ее сочинил Александр Чайковский – большой друг и соратник Юрия Башмета?
ДГ Да. Несколько лет назад, Александр Владимирович написал по нашему заказу «Слово о полку Игореве» – произведение для симфонического и народного оркестров, чтеца и солирующего альта. И захотелось, чтобы он создал что-то еще на сюжет из древнерусской литературы, причем выбрал незаезженную тему. Кто-то посоветовал «Житие Бориса и Глеба» и выяснилось, что там такие страсти кипят – братьев убивают, Ярослав Мудрый разбирается, много всяких событий. Прямо шекспировская драма. Признаюсь, композитор не сразу ответил согласием на наше предложение, год сопротивлялся, говорил, что заниматься этим не станет. Но когда появилась пьеса, сделанная по «Житию» драматургом Михаилом Дурненковым, Александр Чайковский прочел, увлекся, и буквально за полгода написал хоровую оперу «Сказ о Борисе и Глебе».
ЕК С другой стороны в афише присутствует «Лейла и Маджнун», уводящая нас вглубь Востока.
ДГ Тоже давняя мечта. Изначально хотели этот проект французского композитора Армана Амара привезти в Сочи, но проект очень сложный и тяжелые, задействовано огромное количество музыкантов из разных стран мира. И только теперь подумали, что благодаря появлению фестиваля в Москве, показать этот проект будет возможно. «Лейла и Маджнун» – это такие восточные Ромео и Джульетта: красивая трагическая история. Мне понравилось переплетение этнических элементов с западной традицией, привычных европейских инструментов и национальных – скрипка, кларнет, дудук, кавал, уд, китайская перкуссия… А также то, что это сочинение (сам Арман называет его «ораторией мира») исполняет интернациональный состав певцов – из Ирана, Монголии, Китая, Пакистана, Франции, Нидерландов.
ЕК Вы открываетесь «Концертом в день рождения» Юрия Башмета – 24 января. Афиша пока слепая – что же ждет публику?
ДГ Мы долго обсуждали, надо ли анонсировать программу. И в итоге пошли по достаточно спорному пути сделать закрытую афишу, указав только коллективы и дирижера Александра Сладковского. Но что прозвучит и кто конкретно выступит – сознательно держим в тайне. Только придя в Зал Чайковского, слушатели узнают это из буклетов. Скажу, что программа позиционируется как музыкально-артистическая заявка Юрия Башмета, его манифест, безо всякой развлекательности и популярной классики.
Планируется сыграть достаточно редко исполняемые сочинения, несмотря на их огромную художественную ценность. Цель – заставить зал эмоционально сопереживать тому, что будет звучать со сцены.
ЕК Не удержусь от прозаического вопроса. Кто вас поддержал – ведь очевидно, что расходы громадные?
ДГ Конечно, без экономического источника поднять такой фестиваль в столице нереально. Наш бюджет примерно на 75 – 80 процентов финансируется Правительством Москвы. За что мы очень благодарны Мэрии Москвы и Сергею Семеновичу Собянину.
ЕК По городу развешены сводные афиши фестиваля в непривычной «а ля комиксы» стилистике – без портретов, без фамилий крупными буквами.
ДГ Да, мы решил и здесь отойти от привычного имиджевого подхода, отнестись с юмором, сделать по-другому, чем даже мы сами привыкли. Все-таки Юрий Абрамович Башмет прожил на эстраде колоссальную жизнь, поэтому кто он и чем знаменит – люди себе хотя бы теоретически представляют. Афиша получилась необычная и будет, как минимум, запоминаться.
ЕК В Сочи главные события концентрируются в «Зимнем театре», а в Москве программы разбросаны на восемь разных площадках.
ДГ В Москве публика не однородна. Часть зрителей ходит в театры, но не посещает концертные залы, среди меломанов кто-то любит Концертный зал Чайковского, кто-то – Зарядье или Большой зал консерватории. Мы хотели, чтобы в первый год весь спектр потенциальной публики соприкоснулся с фестивалем Башмета, чтобы его программы прошли на пяти главных концертных площадках, и все узнали о рождении нового проекта. Плюс «Маленький принц» – это совместный спектакль с театром «Современник», а «Кармен» мы однажды показывали в «Геликон-опере». И быть может, зрители «Геликона», увидев нашу постановку, захотят сходить и на другие события фестиваля. Так вокруг него в перспективе будет складываться зрительское сообщество.