Причем идиому «новая драма» здесь стоит понимать и как драматургию, создаваемую сегодня, и как название пермского камерного театра, чей взгляд обращен именно в сторону пьес дня сегодняшнего. Спектакль «Летели качели», поставленный по пьесе современного драматурга Константина Стешика худруком и основателем пермского камерного театра «Новая драма» Мариной Оленевой, взял Гран-при главного регионального фестиваля Прикамья и явственно продемонстрировал наступление новой эпохи пермской театральной ситуации.
Сегодня в городе настоящий бум частных театров: на данный момент успешно работают центр современного искусства «неМХАТ», театр «Большая стирка» (кстати ведущий актер этого коллектива Александр Смирнов на «Волшебной кулисе» этого года взял приз за «лучшую мужскую роль»), театры кукол «Карабаска» (стал победителем в номинации «Лучший спектакль театра кукол») и «Туки-Луки», семейный театр «Век жизни», арт-группа «СМОГ» и другие. На данный момент эти театральные анклавы, сконцентрированные на современном драматургическом, театральном и социальном языке, заполняют в Перми нишу экспериментального театра, театра ищущего свежее дыхание. Важно, что в этом году награды главного фестиваля Прикамья в основных номинациях (Гран-при, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль молодого артиста, лучший спектакль театра кукол) ушли именно частным театрам, продемонстрировав тем самым, что именно там сконцентрированы самые любопытные театральные процессы.
Однако с длинной преамбулой нужно заканчивать и переходить непосредственно к спектаклю «Летели качели», который, являет одну из ведущих тенденций современного театра и кино, а именно пристальное внимание к рок-иконам недавнего прошлого. Если говорить о наиболее ярких представителях этой тенденции, то в кино стоит вспомнить фильм Кирилла Серебренникова «Лето», смысловым центром которого является Виктор Цой, а в театре – спектакль Семена Серзина «СашБаш. Свердловск – Ленинград и назад», повествующий со сцены екатеринбурского Центра современной драматургии, как это видно уже из названия, про Александра Башлачева. Вселенная спектакля камерного театра «Новая драма» и пьесы Константина Стешика «Летели качели» вращается вокруг другого музыканта той эпохи – Егора Летова. Однако в отличие от названных выше кино и театральных произведений это не жизнеописание музыканта, а рассказ про человека, который сделал музыку группы «Гражданская оборона» смыслом своей жизни.
Главный герой 35-летний Стас – ярый поклонник Летова и глубокомысленный раздолбай. Основной постулат философии жизни произносит он сам – «Летов был! А вот был ли бог?». Центральная тема спектакля и пьесы – поиск собственной идентичности. Сразу два героя этой истории носят двойные имена. Друг главного героя значится в пьесе как «Егор, который Андрей», так как на волне фанатизма поменял собственное имя на имя кумира. В спектакле этот образ воплощает Валерий Усов. Еще один двуименный персонаж в тексте обозначен как Тип, но в ходе беседы со Стасом и Егором, который Андрей признается: «Да так-то я Коля, мужики. Коля. Ну или Саша. Да, наверное, Саша. Все-таки. Хотя не уверен я, мужики. Сложный вопрос». Константин Жижин невероятно точно делает образ Типа узнаваемым. Он и есть тот самый прохожий, которого каждый, и Летов в том числе, встречает ежедневно, но не замечает. Впрочем, не только Тип и Егор, который Андрей лишены подлинного «Я». В первую очередь сам главный герой не может совладать с собой. Автор пьесы Константин Стешик описывает его не иначе как «рыхлый мужчина». Алексей Корсуков, предстающий в этом образе на сцене «Новой драмы», по своей природе точная противоположность описываемого персонажа и в спектакле он становится человеком, кажется, не наделенным какими-то приметами, главной его приметой становится то, что он человек, который никак не может нащупать под собой землю, потому что земля все время уходит у него из-под ног. И если Тип и Егор, который Андрей не могут определиться с именем, то героя Алексея Корсукова невозможно наделить не только каким-либо антропонимом, но и вообще свойством человеческой природы. Он все время существует на грани: на грани цинизма, на грани любви, на грани жизни и смерти, наконец. Не случайны герои, создающие его жизненные ситуации: 16-летняя девушка Ксения, мечтающая покончить с этим миром в исполнении Кристины Заборских, а также отец, находящийся уже много лет на грани жизни и смерти. В спектакле этот образ и образы других пациентов не то хосписа, не то дома престарелых невероятно точно и изобретательно создают вешалки с пальто, которые выносит работница мед.учреждения в актерском воплощении Аллы Мезенцевой. В программке ее роль обозначена собирательным словом «Женщина», так как является главному герою, то как работница кафе «Весна», то как мать той самой девушки с суицидальными наклонностями, то как уже названная выше медсестра. Именно она открывает для главного героя суть человеческого бытия, произнося такие простые слова – «все люди одинаковые». Этот постулат в контексте спектакля Марины Оленевой становится смысловым ориентиром и означает, что человек обречен на безрезультатный поиск себя и именно в этом пути, который любой пытается пройти достигнув финальной точки с названием «я», и есть индивидуальность каждого живущего на земле.
Реализации подлинно ищущих героев помогает сценография, созданная художником Любовью Мелехиной. Постоянно вращающийся и ускользающий конструктив человеческой жизни воплощен при помощи образа детской карусели, на которой выставлены заштукатуренные стены, создающие то больничную палату, то квартиру главного героя, то кафе. В названии скрыта строчка из песни «Прыг-скок», которую в финале спектакля произносит не то главный герой, не то уже сам Алексей Корсуков. Актерские приемы, использованные в спектакле исполнителем главной роли настолько скупы и лапидарны, что на сцене создается образ подлинный, лишенный театральности, отделяющей исполнителя от его роли. «Летят качели моей жизни» произносит Стас в момент одного из самых трагических событий пьесы, в спектакле во многом благодаря сценографическому решению эти строки обретают другой смысл, качели не летят, а делают очередной поворот, жизни вращается, создавая новые препятствия на пути, которые нужно преодолеть.
В художественном произведении, рассказывающем, пусть и не в прямую, о музыканте, всегда важную роль играет музыкальная партитура. В ткань пьесы Константином Стешиком вписано множество цитат и аллюзий на стихи Летова. А спектакль лишь единожды запоет голосом «Гражданской обороны»: в самом финале зазвучит летовский тембр и его строки, вынесенные в название. Еще один раз, в абсолютном начале спектакля, прозвучит музыкальная тема трека «Вечная весна», но не в каноническом исполнении, а в интерпретации группы Children Slyness. Все остальное музыкальное оформление разнородно и отношения к Летову не имеет, а потому вопреки замкнутости главного героя и его лучшего друга на определенной музыке, спектакль создает музыкальную полифонию, показывая тем самым многогранность жизни, в том числе и музыкальной. Поскольку «Летели качели» спектакль не музыкальный, то сама музыка, подобранная для спектакля артистом, исполнителем главной роли Алексеем Корсуковым, здесь не более чем фон для драматического действия. Однако одна из наиболее остроумных находок, о которой невозможно не сказать, является музыкальное оформление двух разных по своей природе сцен: секс между главным героем и 16-летним подростком, а также удушение в лесу решена при помощи ремикса трека группы The brian jonestown massacre. Звучание этой песни отсылает к музыкальным заставкам, используемым в игровых приставках начала нулевых. И именно музыкальный фон демонстрирует суть этих сцен, поскольку оба события являются и для главного героя, и для 16-летней девушки всего лишь игрой. Но обе эти сцены скорее исключение из общего правила спектакля, поскольку в спектакле Марины Оленевой упор сделан именно на актерском существовании и музыка становится дополнением сцены, а не определяет ее.
Пермская постановка пьесы «Летели качели» далеко не единственная, сегодня этот текст идет в самых разных городах: и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Перми. Текст, что называется, пожаром пошел по театрам России. Вариант камерного театра «Новая драма» отличает удивительный актерский ансамбль, безусловным лидером которого является Алексей Корсуков, несколько раз уже упомянутый выше. Однако говоря про этот спектакль невозможно не сказать про Елизавету Тарасову, которая в спектакле предстает в образе Яны, жены главного героя. Ее образ, в отличие от остальных, лишен экзистенциональных вопросов, однако актрисе удается на сцене создать образ не плоский, а удивительно объемный и живой, вопреки тому, что в самом тексте нет к тому никаких потенций.
Подводя черту под этим разговором хочется отметить, что постановка «Летели качели» – настоящее украшение театральной афиши Перми, причем спектакль совсем скоро, 6 марта 2020 года, можно будет увидеть и на столичной сцене, поскольку спектакль включен в программу «Маска Плюс» Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».