В «Зарядье» состоялся концерт-презентация нового диска Ивана Почекина, включившего два скрипичных концерта Дмитрия Шостаковича. Почему выбор пал именно на эти сочинения, безусловно уже ставшие классикой XX века, а также о команде соратников и лейбле, Иван Почекин (ИП) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ИП Шостакович – один из любимых, близких и родных композиторов для меня. Я давно увлечен его творчеством и специально занимался изучением истории интерпретаций его скрипичных концертов. К счастью, остались «подсказки» от автора, документальные свидетельства его общения с первым исполнителем этих произведений, Давидом Ойстрахом, и даже зафиксирован телефонный разговор о подготовке Второго скрипичного концерта, который многое раскрывает в плане деталей, темпов, агогики. Я сравнивал эту информацию с тенденциями нашего времени, как сейчас в Европе играют эту музыку. И многое мне «режет уши»: артисты сейчас далеко отходят от идей композитора. Все-таки Шостакович по поколениям пересекался с моими учителями, мой отец, известный скрипичный мастер, присутствовал на премьере Второго скрипичного концерта и рассказывал о своих впечатлениях. Так что хотелось в этой записи зафиксировать свои ощущения и понимание музыки Шостаковича, не покидая, тем не менее, поле авторского высказывания.
ЕК Насколько дирижер Валентин Урюпин был солидарен с вами?
ИП Наше сотрудничество неслучайно. Мы полтора года назад записали вместе с ним и с Российским национальным оркестром диск, посвященный творчеству композитора Вячеслава Артемова. Нас записывал звукорежиссер Михаил Спасский. То есть, сложилась команда, и я уже заранее понимал, как будет проходить наша работа. Немецкий лейбл, на котором мы выпустили альбом, Hänssler Classic, существует уже почти полвека. Они начинали как музыкальное издательство в 1919 году, а потом открыли свой лейбл звукозаписи.
ЕК Почему вы обратились к ним?
ИП До этого я сотрудничал с Naxos, записал два диска с произведениями Паганини. Также выпустил дуэтный альбом с моим братом Михаилом на «Мелодии». А сейчас захотелось выйти в новое пространство. Меня не интересуют недавно созданные лейблы, которых появилось сейчас великое множество. Менеджеры, работавшие в крупных фирмах уходят и открывают свои компании. Я обратился к Hänssler Classic, имеющую солидную репутацию, и пока мои ожидания оправдываются.
ЕК Диск выходит на Западе, но полностью сделан в России. Это такой Фольксваген, но калужской сборки?
ИП Это нормальная практика. Тем более, что в данном случае я сам так предложил. Мне важно было место, Большой зал Московской консерватории, где выступали многие великие артисты. Конечно, Шостакович должен записываться с русским оркестром – это суть и часть идеи. Привозить звукорежиссера из Германии? Я не видел смысла. Михаил Спасский прекрасно знает особенности акустики БЗК. Специалисты Hänssler Classic высоко оценили его работу.
ЕК Иван, как себя сами оцениваете: вы – традиционалист?
ИП Я просматривал статистику того, что я исполнял за последние 5-6 лет. Обязательно в программах появлялось хотя бы одно современное произведение в сезоне. Я сыграл российскую премьеру концерта Джона Корильяно – в Москве, Омске и Рязани. До этого принимал участие в «Симфонии in Spe» Вячеслава Артемова, в Двойном концерте Кшиштофа Пендерецкого солировал на альте. А еще в этом списке сочинения Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Владимира Мартынова. Все эти сочинения мне нравятся, и я бы даже сказал, что вижу необходимость в обращении к современной музыке, которая дает возможность мне, как артисту, дальше развиваться.