В Германии, оспаривающей у Австрии права на «самого знаменитого композитора мира», творится нечто невообразимое. А родной город композитора, Бонн на Рейне, имеет амбиции стать центром празднований.
Такого не было, пожалуй, никогда – во всяком случае, ни двухсотлетний юбилей Вагнера (2013), ни в одну из круглых юбилейных дат Баха, не говоря уже о гениях помельче. Германия буквально кишит бетховенскими мероприятиями от грандиозных концертных марафонов (например, в рамках Beethovenfest Bonn или Beethovenwoche там же или в Берлинской филармонии) до телесериала «Louis van Beethoven» – сцен из жизни «вечно влюбленного мужчины» (причем Бетховена, который был кем угодно, но только не адонисом, играет смазливый Тобиас Моретти).
Началось все еще в конце ноября 2019-го с того, что главный национальный еженедельник Spiegel, который редко грешит повышенным интересом к культуре, поместил на обложку портрет Бетховена и объявил его человеком 2020 года. Глянув окрест себя в ландшафте любого немецкого города, наверное, трудно будет не обнаружить Бетховена: ни одной афишной тумбы, ни одной газеты без упоминания его имени в том или ином контексте, ни одного концертного зала без бетховенской программы larger than life.
Основанное федеральным правительством специально для юбилейных празднеств общество c непроизносимым названием BTHVN2020, оснащенное из казны многомиллионным бюджетом, насчитало по стране больше двенадцать тысяч запланированных или уже осуществленных мероприятий, среди них – сотни домашних концертов цикла «Бетховен у нас в гостях», «Бетховенский пароход», который совершит тур «по рекам и каналам» от Бонна до Вены с сотней деятелей искусства на борту (веселые путники будут десантироваться на берега Рейна и Дуная и радовать местных жителей музыкой Бетховена и прочими). В мае легендарные Kraftwerk сыграют бетховенский open air. На каждый день приходится, таким образом, по три десятка с лишним «бетховенских событий». Еще несколько интересных цифр: каждое из 722 созданных Бетховеном сочинений прозвучит не менее ста раз (симфонии – и все тысячи), более пяти миллионов человек ежемесячно загружают музыку Бетховена по Spotify.
Больше всех старается Бонн, где в комнатенке под крышей уже тогда старого доходного дома маленький Луи (так звали Бетховена в детстве) появился на свет в декабре 1770 года. Город не то чтобы не узнать, но присутствие Бетховена ощутимо буквально на каждом шагу: даже светофоры – и те украсились характерным портретом композитора.
Дом-музей Бетховена, многократно перестроенный и скрывающий за старинным фасадом современный комплекс, включающий в себя, помимо музея, архив и концертный зал, обзавелся новой экспозицией – конечно, с культовыми артефактами, как слуховые трубки Бетховена, его музыкальные инструменты и локон волос, по которому с большой степенью точности установлена причина его трагической глухоты и ранней смерти в 56 лет: к сожалению, та же, что и в случае Мусоргского. Дневной рацион композитора составляли две бутылки красного и три белого вина, процент алкоголя в напитках был невысок, зато особенно дешевое белое вино содержало свинец в высокой концентрации.
Безусловно, стоит приехать в Бонн из-за проходящей еще до конца апреля в Федеральном выставочном зале грандиозной бетховенской выставки, собравшей, наверное, почти все значительные объекты, которые могут дать Бетховена «в реальном ощущении»: от уродливых камзолов и прилагающихся к ним коротких штанов-«кюлотов», которые композитор был вынужден носить в свою бытность боннским придворным музыкантом, до обоих прижизненных портретов и Хайлигенштадского завещания в рамочке (видеть этот документ в оригинале – потрясающее ощущение). Возвращаясь к «кюлотам»: взрослым мужчиной в Вене Бетховен наотрез отказывался носить брюки короче щиколотки.
Еще один повод приехать в Бонн: проложенный в городе и его окрестностях «бетховенский маршрут». Можно стартовать от купели, в которой крестили композитора в новой Ремигиус-кирхе (старую разбомбили в войну), и, миновав дом Бетховена и капеллу княжеского дворца, где композитор играл на органе, дошагать вдоль Рейна до бального павильона Редут, где 21-летний Бетховен, согласно легенде, впервые представился Гайдну (тот был в Бонне проездом из Лондона в Вену). Если город Бонн, сильно пострадавший в годы Второй мировой, не может похвастаться большим количеством оригинальных «бетховенских» зданий (бомбы уничтожили и его любимый кабачок на Соборной площади, и дом семейства Бройнингер, где композитор в юности проводил больше времени, чем где бы то ни было), то та часть маршрута, что проходит по окрестностям Бонна, дышит духом создателя Пасторальной симфонии. Нежная и величественная природа Рейнской долины вдохновляла Бетховена и в его венские годы.
Еще один бетховенский «хайлайт» угодил в городок Регенсбург: здесь вскоре состоится премьера оперы «Минона». Минона фон Штакельберг – дочь Жозефины Брунсвик, являющейся, по дружному мнению исследователей, и особенно исследовательниц жизни Бетховена, его «бессмертной возлюбленной». Она родилась в 1813 году, ровно через девять месяцев после написания знаменитого письма и предположительной встречи Жозефины и Людвига. Фонаря при этом свидании никто не держал, но на своей юношеской фотографии Минона (наоборот ее имя читается как Аноним) действительно очень похожа на портретного Бетховена в его юные годы. Как говорит немецкий музыковед Элеонора Бюнинг, «я очень рада за него». Оперу о жизни Миноны (а она была непростой) написал живущий в Германии эстонский композитор Юрий Рейнвере.
Немного конкретной информации: традиционный Бетховенский фестиваль в Бонне проходит в этом году в два приема – в марте и сентябре. Гвоздем мартовской программы должно стать исполнение всех симфоний Бетховена оркестром musicAeterna (тремя из пяти концертов будет дирижировать маэстро Курентзис самолично, остальными – маэстро Антонини). В сентябре «гвоздей» слишком много, посмотрите сами: www.beethovenfest.de