Стать лауреатом Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» – почетно и радостно, но в юбилейный, двадцатый сезон, – особенно. О героях праздника на сцене и тех, кто сопереживал им в зрительном зале, рассказывает Екатерина Шелухина.
Верно замечено, что ежегодное повторение праздников – это попытка возвратить счастье или хотя бы обстоятельства, сопутствовавшие ему. Удается это не всегда, но иногда выходит! С этим-то чувством радости от «возвращения» и «узнавания» я посмотрела финал конкурса. Вновь пришла атмосфера, дающая старт предновогоднему настроению. Возвратилась искренность детского восприятия музыки. Сама телережиссура события рождала в памяти богатые ассоциации. Помните ли, мои просвещенные читатели, знаменитый фильм Ингмара Бергмана «Волшебная флейта»? А сказочную оперу Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» в постановке Августа Эвердинга? Я упоминаю их из-за одного приема: звучит музыка, и камера скользит по лицам слушателей, следит за взглядом одного, задумчивостью другого, выхватывает промелькнувшую улыбку. Этим же приемом воспользовались замечательные профессионалы телеканала «Культура», глазами которых мы увидели финал конкурса по трансляции из Концертного зала имени П. И. Чайковского. Прием испытанный, но всегда неожиданный, как неожиданны и непреходяще новы эмоциональные проявления ребенка.
Вот в кадре чудная малышка – закусила губку от недоумения и восторга, как же, получается, здорово играть на скрипке! В это время на сцене Химари Йошимура из Японии в свои восемь лет уверенно справляется с первой частью Концерта № 1 для скрипки Н. Паганини. Интонационные заковырки, трудности флажолетов и двойных нот в левой руке, задачи правой вроде прыгающих штрихов смычка она побеждает с твердым пониманием ответственной задачи. И с равным достоинством исполняет горделивую музыкальную тему, и принимает совершенно заслуженные аплодисменты как победительница. Жюри присудило Химари «Золотого Щелкунчика».
«Серебряный Щелкунчик» поедет в Чехию вместе с одиннадцатилетним виртуозом Ричардом Коллертом. Сколько обаяния в этом скрипаче! Кажется, он, как великий Иегуди Менухин, совсем не знаком с артистическим волнением, а только и ждет возможности поскорее выйти на сцену, поделиться со слушателями радостью музицирования. Желая похвалить природную приспособленность к инструменту, об исполнителе говорят: у него мягкие руки. У Ричарда руки будто специально созданы, чтобы рождать солнечный звук, используя весь смычок, чтобы вибрировать, лаская струну. В третьей части Концерта М. Бруха скрипач продемонстрировал эти качества и чутко общался с оркестром, передавал и подхватывал исполнительский пульс.
Ровесница Ричарда Полина Тхай из Новосибирска («Бронзовый Щелкунчик») с недевичьей силой, решимостью и отвагой штурмовала финал Концерта № 1 для виолончели Э. Лало. А кроме того, прекрасно показала характер части, подчеркнув ее острые ритмы. Победить Полине помешала, в том числе, не всегда устойчивая интонация. Но отнесем ее на счет конкурсных переживаний.
Но тут мизансцена меняется, – ведь по законам трехчастной формы «серединка» выступления должна отличаться от крайних разделов, – и на сцену выходят финалисты (все – москвичи) в специальности «Духовые и ударные инструменты».
Ставший победителем десятилетний саксофонист Александр Долгов с блеском исполнил «Ночной Бродвей» – часть концерта «Четыре картины из жизни Нью-Йорка» Р. Молинелли. Изобретательное, пестрое произведение, со звукоподражательными эффектами гудящих автомобилей, перенесло слушателей в мир неоновых вывесок и разноцветных надежд. И здорово возникла цитата-реминисценция знаменитого шлягера Фрэнка Синатры «New York, New York». А камера привлекла наше внимание к серьезной барышне в зале, которой музыка поверяла ее сердечные тайны. И к другой, пытающейся сладить с театральным биноклем, будто бы сквозь него прямо сейчас можно разглядеть не только финалиста, но и отсвечивающий ночными огнями небоскреб Всемирного торгового центра.
Не менее оригинально прозвучали «Цыганские напевы» П. Сарасате в исполнении двенадцатилетнего Ивана Ильина («Бронзовый Щелкунчик»). Популярная скрипичная пьеса в транскрипции для ксилофона стала похожа на цветистый национальный костюм, рассыпалась звенящими каплями цыганского монисто. И уже не напевы, а пляска заражала публику, выплеснувшую эмоции в овациях и криках «браво!»
Их поддержала своим выступлением тринадцатилетняя флейтистка Елена Криворотова («Серебряный Щелкунчик»), сыгравшая Концертино С. Шаминад. Исполнительница не просто дарила захватывающие рулады, но общалась со слушателями музыкой и взглядом обаятельных глаз. Казалось, после урбанистических звучаний «Ночного Бродвея» в зал вошла ясность самой природы и полностью умиротворила одну из самых юных слушательниц с очаровательными хвостиками.
Наконец, выступили пианисты. Победитель номинации Райан Брэдшоу (13 лет, Словакия/Австралия) – настоящее романтическое дарование, повествующее в звуках о мире взлетов, чаяний и грез своей юной души. В этом смысле исполнение первой части Концерта № 2 для фортепиано Ф. Шопена точно попало в цель. Все-таки удивительно, как широк простор музыкальной интерпретации – от стихийной эмоциональности, когда каждый пассаж, каждое опевание ноты буквально отражено на лице начинающего артиста, до великой и мудрой простоты больших шопеновских пианистов, вроде девяностолетнего Артура Рубинштейна.
Еще труднее, чем в музыке Шопена, отыскать эту простоту у Моцарта. И, конечно, не стоило требовать ее от обладателя «Бронзового Щелкунчика». Девятилетний Шао Цзыюй из Китая, который учится в Москве, технически уверенно и честно отчеканил третью часть фортепианного Концерта № 15. Может быть, слишком ровно, но с безусловным противопоставлением шутливой темы, изложенной в верхнем регистре, и призывающих к серьезности басов. Это же уловила юная кокетка в зале. Заприметив камеру, она театральным движением руки сменяла легкую улыбку строгостью понарошку.
Вечер достойно завершила тринадцатилетняя Анаит Стельмашова из Грузии, которая с таким задорным энтузиазмом сыграла первую часть Концерта № 2 для фортепиано Д. Д. Шостаковича, что не хотелось думать о достоинствах или недостатках техники или разнообразной выразительности звука. Оттого что в игре пианистки было нечто важное – проснувшаяся, вполне осознанная, а не только интуитивная музыкальность и настоящая любовь к произведению. «Серебряный Щелкунчик», присужденный исполнительнице, полностью ею заслужен.
Я же, расставаясь с конкурсом, предлагаю читателям представить еще несколько кадров, выхваченных телеоператорами из зала. Вот слушательница ответственно «выступает» вместе с пианистами, упоенно пробегая пальчиками по воображаемой клавиатуре. А другая дирижирует, словно желает помочь прекрасному оркестру Московской филармонии под управлением Ивана Столбова. Может быть, ради этих отражений в немалой степени и замышлена эстафета музыкальных дарований «Щелкунчика», потому что талантливо слушать музыку – тоже настоящее искусство. Ради этого за все сезоны расщелкнуты двадцать крепких орешков грандиозного организационного труда. Думаем о двадцать первом!
Среди лауреатов конкурса «Щелкунчик»-2019 особой зрелостью сценического поведения и одновременно моцартианской радостью, расположенностью к оркестру, публике и музыке выделялся 11-летний скрипач из Чешской Республики Ричард Коллерт (РК). Примечательно, что Ричард перенял эстафету участника и финалиста конкурса от своего старшего брата и тоже скрипача Эдуарда, который стал «Бронзовым Щелкунчиком» в 2015 году, а пианистом-аккомпаниатором был их папа. Настоящая музыкальная династия!
По оглашении счастливых для Ричарда результатов, принесших ему второе место и звание «Серебряного Щелкунчика», с ним побеседовала Екатерина Шелухина (ЕШ).
ЕШ Скажи, трудно ли быть музыкантом в музыкальной семье? Помогает ли тебе пример твоего старшего брата-скрипача?
РК Нет, не думаю, что это трудно. С самого рождения я слышал дома скрипку, пианино и знал, что буду играть. С детства я наблюдал за уроками моего брата, а когда мне было три года, получил в подарок маленькую скрипочку, одну шестнадцатую. Тогда она была для меня только игрушкой. Мне не давали уроков, я просто играл, что мне хотелось и когда мне хотелось.
ЕШ Исполняя и слушая музыку, ты придумываешь какие-то образы, рассказываешь историю или просто радуешься прекрасным звукам?
РК Это зависит от произведения. Мне нравится опера, и когда я исполняю, например, фантазию Цимбалиста на темы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, то представляю оперных персонажей. Конечно, я наслаждаюсь прекрасным звучанием и вниманием аудитории, радуюсь, если зрителям нравится мое выступление. Кроме того, в некоторых залах чудесная атмосфера. Зал Чайковского в Москве очаровательный! Выступаю в таком прекрасном зале с оркестром и становлюсь счастливейшим человеком!
ЕШ Скрипка – твой друг, живое существо?
РК Да, это живой друг! Он понимает мои чувства и рассказывает о них людям.
ЕШ Знакомо ли тебе волнение артиста, выходящего на сцену?
РК Нет, я не чувствую волнения. Я всегда с нетерпением жду минуты, когда выйду и начну играть. Я этим наслаждаюсь.
ЕШ Представь, что в день твоего рождения кто-нибудь из великих композиторов специально написал для тебя произведение. От кого бы ты хотел получить такой подарок?
РК Мне нравятся многие композиторы, и получить произведение от каждого из них было бы счастьем. Думая о ныне живущих, назову Родиона Щедрина. Мой брат играл одну очень забавную его пьесу, и я хотел бы получить похожую.
ЕШ Если бы ты встретил Моцарта, в какую игру предложил бы ему поиграть?
РК Вот это было бы здорово! Я бы попросил его сыграть в «Pokémon GO» и путешествовать вместе по разным местам.
ЕШ Почему ты стал участником «Щелкунчика», у тебя уже много конкурсов за плечами?
РК Если честно, мне гораздо больше нравится играть на концертах, чем ездить на соревнования. Но я очень хотел сыграть в Зале Чайковского с симфоническим оркестром и надеялся, что, если буду участвовать в конкурсе «Щелкунчик», это произойдет. Все сбылось и было похоже на сон!
ЕШ В каком всемирно известном скрипичном состязании ты хотел бы победить, когда вырастешь?
РК Конечно в Конкурсе имени П. И. Чайковского!