Сюжеты Пушкина в Нижегородском оперном События

Сюжеты Пушкина в Нижегородском оперном

Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» для Нижнего Новгорода – знаковый. Основанный в 1986 году сегодня он относится к числу имеющих свой облик и серьезный стаж фестивалей академической музыки в России, ежегодно «в дни поздней осени» привлекая в стены Нижегородского оперного театра поклонников проверенной временем классики, давая возможность снова увидеть воплощения пушкинских сюжетов в опере и балете.

В текущем сезоне «Болдинская осень» прошла уже тридцать третий раз, собрав с 15 по 24 ноября в столице Поволжья музыкантов из Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Астрахани, участвовавших в традиционных постановках. Основанный как «пушкинский» фестиваль остается верным своей концепции представлять известные и любимые публикой оперные и балетные шедевры, осененные именем великого поэта. Оперы «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», балет «Бахчисарайский фонтан» снова украсили театральную афишу Нижегородского оперного (единственного, кстати, из российских музыкальных театров носящих имя Пушкина). В подобном постоянстве есть свой плюс – устраивая ежегодный смотр краеугольных репертуарных вещей можно видеть, в каком состоянии на данный момент времени находится тот или иной спектакль, нуждается ли он в обновлении или все слагаемые по-прежнему производят должное впечатление.

Открывший фестиваль «Борис Годунов» М. Мусоргского – хрестоматийный образец старой академической традиции, стремительно исчезающей под натиском новых режиссерских веяний. За основу подновленной в 1994 году Отаром Дадишкилиани и Виктором Немковым версии были взяты знаменитые декорации Фёдора Федоровского, созданные для образцовой постановки Большого театра 1948 года, которая  потом была размножена на провинциальных сценах. Величественные храмы, терема и палаты, блеск золота и парчи, кафтаны и сарафаны – все то, что ассоциируется с «преданьем старины глубокой» присутствует в нижегородской версии «Бориса», идущего по-прежнему в редакции Римского-Корсакова. Пышный сценический антураж, собственно, – одно из главных выразительных средств этого спектакля, в котором певцам, не стесненным особыми режиссерскими придумками, дается практически полный карт-бланш. Приглашенный на заглавную роль «преступного царя» Михаил Казаков неоднократно пел эту партию как на сцене Большого театра, солистом которого он является, так и на мировых площадках, так что его участие стало прекрасным подарком для нижегородцев, равно как и удачным оказался выбор на роль Марины Мнишек Надежды Бабинцевой из Екатеринбурга. Нижегородские певцы (Сергей Перминов, Светлана Ползикова, Виктор Ряузов) достойно поддержали именитых коллег, так что зрелище получилось ярким и запоминающимся.

«Пиковая дама» Чайковского –  еще одна драгоценность пушкинского репертуара идет в Нижегородском оперном начиная с 1940 года, когда в Горьком начинал свой творческий путь Борис Покровский, ставший классиком музыкальной режиссуры. Нынешняя постановка 2007 года, шестая по счету, была сделана режиссером Вадимом Милковым в традиционном «историческом» ключе, с обозначением основных мест петербургской топонимики, вот только сценограф Виктор Вольский почему-то вместо привычной «невской перспективы» в глубине сцены поместил безбрежный морской простор, будь то сцена в Летнем саду или у Зимней канавки. Да и за окнами скромно убранной комнаты Лизы и бального зала также виднелась бескрайняя гладь, что придавало действию несколько итальянский оттенок. В напечатанном в программке предуведомлении режиссер обозначил идею своего спектакля – как прощение и сочувствие главного героя, несмотря на принесенное им в мир зло… Однако, придуманные постановщиком приемы порою шли вразрез с музыкальной логикой. Например, в финальной сцене, когда в оркестре знаменуя катарсис звучит тема любви, сверху на тросах спускается скульптура ангела с крестом привнося неуместное оживление. Были в опере и досадные купюры (например, вступительный хор гуляющей по Летнему саду публики). Из достоинств можно отметить достаточно свободно заданный рисунок главных ролей, так что приглашенным на роль Германа и Лизы из Геликон-оперы солистам (Виталий Серебряков и Светлана Создателева) было где раскрыться. Отношения главных героев развивались захватывающе и психологически убедительно, градус самой драмы был высок, равно как и исполнительский уровень. Уверенно, четко и внятно выстроил музыкальную драматургию приглашенный из Астрахани дирижер Валерий Воронин, умело подстраиваясь под певцов.

Яркой премьерой нынешней «Болдинской осени» стал концерт-спектакль «Золотой петушок», показанный воскресным днем на юных слушателей и их родителей. Специфика современного детского спектакля такова, что в нем обязательно должно сочетаться развлечение с поучением. Авторы настоящего перформанса Петр Татарицкий и Евгения Кривицкая придумали увлекательное действо, в котором нашлось место оперному пению (солисты Анастасия Белукова, Руслан Розыев и Леонид Бомштейн), песочной анимации (Артем Нерес), мультипликации (Олег Чернов), звучанию оркестра и солирующего органа (Евгения Кривицкая). Быть может когда-нибудь в репертуаре Нижегородского оперного и появится оригинальная опера Римского-Корсакова, но пока появление в театре сказки Пушкина, написанной им в свою последнюю Болдинскую осень, весьма симптоматично.

Из балетных спектаклей фестиваля с пушкинским сюжетом оказался связан только «Бахчисарайский фонтан», идущий в театре с 1937 года, почти со времени основания. В 2015 году Михаил Лавровский обновил постановку 1988 года, добавив красок и динамики в хореографическое воплощение поэмы Пушкина с ее страстями, ревностью и любовью. Поставленный впервые в 1934 году в Ленинграде Ростиславом Захаровым балет Асафьева стал примером новой хореографии, где вместо привычной пантомимы использовался экспрессивный язык жестов, взятый из системы К. Станиславского. В нижегородском спектакле до сих пор можно увидеть отголоски того самого новаторского метода Захарова, особенно в эпизодах, связанных с татарами («Татарский танец» идет в хореографии Елены Лемешевской). Картина варварского вторжения с красными всполохами пламени во время бала – одна из самых динамичных сцен балета, но все-таки самым захватывающим получился дуэт хана Гирея (Михаил Болотов) и Марии (Татьяна Казанова) из финала, в котором музыка и пластика действительно составили неразрывное целое.

Нынешний сезон Нижегородского оперного – особенный, в театр пришел новый директор, выпускник Московской консерватории дирижер Александр Топлов, перед которым стоит непростая задача сохранив традиции и долю здорового консерватизма сделать театр живым местом встречи любителей театра, музыки и настоящего искусства.