В истории аутентизма были альбомы, которые если не переворачивали представления об известных сочинениях, то серьезно влияли на их восприятие меломанами, как будто очищая от копоти старинные холсты. Например, бетховенский цикл симфоний и увертюр, записанный сэром Роджером Норрингтоном и London Classical Players тридцать лет назад. А в начале 90-х появилась знаменитая запись «Времен года» Вивальди, сделанная ансамблем Il Giardino Armonico и Энрико Онофри в качестве солиста. Нет, этот хит и ранее записывали «на жилах», но именно та версия итальянцев произвела настоящий фурор, закрепив за ними статус ведущих интерпретаторов Вивальди, а заодно открыв дорогу новой итальянской волне исторически информированного исполнительства, основательно всколыхнувшей музыкальный мир.
Десять лет – кризисный возраст для любого молодого коллектива, будь то рок-группа или ансамбль старинной музыки, и вскоре Онофри покинул Il Giardino Armonico и основал свою команду – Imaginarium. И вот, спустя четверть века после той эпохальной записи он решил вернуться к знаменитому барочному хиту и вновь записать «Времена года». Казалось бы, что еще нового можно найти в этой музыке? А главное – как не повторить свои однажды найденные удачные решения? Однако свежая версия Онофри и Imaginarium, пусть и не столь революционная, предлагает нам новую трактовку, показывая, сколь гибка и переменчива музыка барокко – даже в интерпретации одного и того же солиста. Изменились темпы – где-то они стали медленнее, где-то, наоборот, стремительнее. Состав ансамбля меньше, в группе континуо заметно доминирует орган.
Онофри предстает истинным мастером барочной орнаментации в медленных частях, не изменяя при этом своему узнаваемому звучанию с характерными украшениями, которые много добавляли к уникальному струнному саунду Il Giardino Armonico. Но главная идея нового альбома ансамбля Imaginarium содержится в самом его названии – «Into Nature», что можно перевести как «На природу». Онофри часто выстраивает свои программы как путешествие от раннего барокко к Вивальди и другим авторам начала XVIII века. Так же решен и этот альбом: знаменитый цикл концертов Вивальди предваряют сонаты и канцоны более ранних авторов – Марини, Жанекена, Мерулы, Уччеллини, Пасино. Их музыка посвящена природе: здесь и лес, и многочисленные птицы и звери (привет сонате «Representativa» Х. фон Бибера, которую Онофри блестяще записал в конце 90-х). В итоге, слушая этот альбом, мы будто выбираемся из душного, бетонно-стеклянного мегаполиса, гуляем по старинному лесу, полному странных чарующих звуков, и в конце концов выходим на знакомую солнечную поляну.