Что будет проходить с 30 июня по 18 июля и почему об этом надо узнать российским меломанам, рассказали интендант фестиваля господин Пьер Оди, режиссер Дмитрий Черняков, музыкальный критик Дмитрий Ренанский, генеральный директор МАМТ Антон Гетьман и генеральный директор фестиваля «Золотая Маска» Мария Ревякина.
По словам Дмитрия Ренанского, «без фестиваля в Экс-ан-Провансе современный оперный театр, европейский и мировой, был бы совсем другим», и после посещения презентации невозможно не проникнуться этой мыслью. Фестиваль возник в очень важное для Франции время – в момент нового становления культуры после Второй мировой войны. Наряду с Каннским и Авиньонским фестивалями Экс-ан-Прованский дал важный импульс к развитию французской культуры – к ее децентрализации, демократизации, новому расцвету и обновлению. «Основной задачей было дать людям надежду и возможность увидеть что-то прекрасное. И одним из них был Holland Festival, который я возглавлял на протяжении 10 лет. Я необыкновенно горд, что мне посчастливилось быть руководителем сразу двух фестивалей, которые появились в это сложное послевоенное время», – рассказал на пресс-конференции Пьер Оди.
Программу обещают насыщенную, и ее структура сложится из нескольких смысловых блоков. В первую очередь это, конечно, опера. В 2020 году запланировано пять разных постановок – опера эпохи барокко, русская опера XIX века, современный опус и по сложившейся традиции – опера Моцарта. «Орфей» Монтеверди пройдет в концертном исполнении под руководством дирижера Леонардо Гарсиа Аларкона. В качестве современной премьеры Саймон Стоун поставит «Невинность» финского композитора Кайи Саариахо. Для Пьера Оди одним из важнейших направлений работы являются мировые премьеры новых сочинений современных авторов, поэтому опера Кайи Саариахо станет большим событием фестиваля. Прозвучит она в исполнении Лондонского симфонического оркестра и Эстонского филармонического хора под руководством дирижера Сюзанны Мялкки. Тед Хаффман представит «Коронацию Поппеи» Монтеверди в исполнении Cappella Mediterranea под руководством Леонардо Гарсиа Аларкона.
Еще два важных события – постановки оперы «Воццек» Альбана Берга (режиссер Саймон Макбёрни, дирижер сэр Саймон Рэттл) и «Золотой петушок» Римского-Корсакова. «Воццек» – это одна из копродукций фестиваля, воплощенная совместной работой Камерного хора Эстонской филармонии, детского хора Maîtrise des Bouches-du-Rhône и Лондонского симфонического оркестра. Кроме того, по мнению интенданта фестиваля, главную партию споет «лучший Воццек» – Кристиан Герхаер. «Золотой петушок» интересен тем, что это первая за более чем 70 лет существования фестиваля опера Николая Римского-Корсакова в Эксе.
Одним из важнейших событий фестиваля станет постановка Дмитрием Черняковым Così fan tutte Моцарта. По словам Пьера Оди, ключ к разгадке концепции постановки Дмитрия Чернякова – уникальный состав музыкантов и команды: спектакль такого масштаба и глубины сегодня не состоянии сделать ни один традиционный оперный театр в мире. И вопрос тут не в финансировании. Только фестивальный формат может собрать такой состав, который нужен, чтобы воплотить идею режиссера. Опера прозвучит в исполнении Хора Лионской национальной оперы и Balthasar Neumann Ensemble под руководством дирижера Томаса Хенгельброка.
Помимо оперы фестиваль включает также концертную и образовательную программы. Это и проект Méditerranée – сводный оркестр студентов консерваторий средиземноморских стран, и Passerelles («Мостики») – социальные и образовательные программы, организованные фестивалем и реализующиеся в течение всего года. Уже на протяжении 20 лет при фестивале проводится Академия, «главная цель которой – размышлять об опере». Это завоевавшая большую известность образовательная программа, в которой молодые люди со всего мира получают бесценный художественный опыт и вдохновение для новых творческих идей.
Проект Incises («Засечки») – отдельный блок мероприятий, посвященных событиям современной академической музыки. По традиции каждый год организаторами фестиваля выбирается один композитор, которому уделяется больше всего внимания. В 2020 году главным композитором Экса, как уже говорилось, станет Кайя Саариахо. В рамках блока Incises также будут представлены две визуальные и звуковые инсталляции. «Во-первых, будет инсталляция, созданная совместно с Château La Coste. Это музыкально-художественное произведение, основанное на творчестве композитора Паскаля Дюсапена. И благодаря фонду LUMA мы сможем организовать специальное мероприятие – представление инсталляции, посвященной моей прежней работе, 15-часовому спектаклю, основанному на компилированной музыке Штокхаузена», – рассказал господин Пьер Оди.
Исторически фестиваль проходил в очень необычном месте, которое на долгое время определило и выбор репертуара. Премьеры первого фестиваля 1948 года проходили на открытой площадке – во дворе дома бывшего дворца архиепископа Эксского. Пространство было небольшим, поэтому и постановки в первые годы были возможны только камерные. Сейчас появилось уже несколько новых площадок – это и Grand Théâtre de Provence, и театр Jeu de Paume, Собор Святого Спасителя, концертный зал консерватории и несколько городских площадей. А во время дополнительной программы «Экс в июне» местом проведения становится весь город, в котором в течение месяца идут различные бесплатные мероприятия, предвосхищающие грядущий фестиваль. Экс-ан-Прованс, город, которому французский постимпрессионист Поль Сезанн посвятил не одну свою картину, в дни проведения фестиваля становится еще прекраснее и наполняется неповторимой атмосферой искусства. «Это какое-то очень забавное место, очень прекрасное. В июле весь город превращается в огромное оперное фойе», – поделился своими ощущениями режиссер Дмитрий Черняков.
В завершение презентации генеральный директор Театра имени К.С .Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Антон Гетьман и генеральный директор фестиваля «Золотая Маска» Мария Ревякина рассказали о новом сотрудничестве с фестивалем. В апреле 2022 года в рамках «Золотой Маски» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко будут показаны две крупные постановки Экса. Это Реквием Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи под руководством Рафаэля Пишона и «Коронация Поппеи» Монтеверди Теда Хаффмана под руководством Леонардо Гарсиа Аларкона.
Презентация фестиваля в Театре Станиславского – это первая его презентация в Москве, что, будем надеяться, является новым шагом к сотрудничеству культурного мира двух стран. Интендант фестиваля пригласил всех слушателей обязательно посетить Экс в июле, так как не только программа, но и сама атмосфера там неповторимая и вдохновляющая. «Я действительно считаю, что опера – это самое актуальное, самое современное искусство, и горжусь тем, что у фестиваля есть возможность показать и создать то, что не всегда позволяют сделать условия традиционного оперного театра», – подытожил Пьер Оди свое выступление. А Дмитрий Черняков свое приглашение передал очень просто: «Обязательно приезжайте в Экс-ан-Прованс, там очень хорошо».