Кислотный спуск Габриэля Прокофьева События

Кислотный спуск Габриэля Прокофьева

В Малом зале «Зарядья» прозвучали опусы британских композиторов

Нашей публике внук великого русского композитора знаком: с концертами он приезжал не раз, а в 2019 году выступил как автор клубных сетов для оперы «Орландо, Орландо» в «Геликон-опере». Теперь Прокофьев-младший привез новую программу и представил ее вместе с московским OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.

Помимо произведений самого Габриэля, прозвучала музыка еще двух англичан, уже ставших классиками. OpensoundOrchestra исполнил «Простую симфонию» Бриттена – произведение, с которого, по сути, началось симфоническое творчество композитора. По окончании учебы в Королевском колледже Бриттен решил написать симфонию и обратился к материалу, который сочинил в возрасте 9–12 лет. Четырехчастный опус, написанный в привычной форме, но с немалой долей выдумки, отсылает к «Классической симфонии» Сергея Прокофьева – он так же жизнерадостен и легок для восприятия. Станислав Малышев мастерски передал эту лаконичность и обаятельность партитуры, прозвучавшей насыщенно и живо.

Майкл Найман – один из самых заметных представителей «минимализма», и его воздействие в этот раз на зал оказалось поистине гипнотическим: постоянная повторяемость паттернов, не лишенных мелодической красоты, завораживала – даже при том, что музыкантам не хватило ритмической точности и незыблемости.

По словам самого Габриэля Прокофьева, быть внуком великого деда – тяжелое испытание, тем более, если внук встал на путь музыкального сочинительства. Однако Габриэль, отнюдь не лишенный дедовской оригинальности, сумел проторить свою дорожку и даже стать одним из самых востребованных британских композиторов. Его стиль – соединение академической традиции с популярными направлениями своего времени: хип-хопом, техно и электронной музыкой. Свои произведения музыкант исполняет сам, правда, инструментарий у него не обычный, а скорее диджейский (Габриэль несколько лет работал диджеем): ноутбук, микшер, цифровая клавиатура и разные электро­акустические примочки. Удивительный симбиоз несочетаемого он показал и в своих новых опусах: сюитах «Весенняя» и «Неизвестная земля» для струнного оркестра и электроники, а также пьесе «Сферы» для скрипки и струнного оркестра. Образы и ощущения, которые порождает музыка Прокофьева, совершенно естественны и человечны, но выразительные средства новые. Вдохновение и тоска, открытость и замкнутость, радость и печаль существуют в нервном диалоге сложносочиненного электронного бита и деревянных струнных инструментов. Отсюда – особые исполнительские задачи: необходимо соблюсти четкий метроритм и не подавить ограниченные по динамике струнные неистощимо мощными колонками. В общем и целом музыканты с трудностями справились; а Станислав Малышев, в «Сферах» взявший в руки свой родной инструмент, позволил оценить всю красоту и наполненность скрипичного звука.

Специально для московского концерта Габриэль Прокофьев сочинил «Техно-сюиту» для струнных, фортепиано, бас-кларнета, флейты и ударных. Первую пьесу, Craven Spirals («Трусливый спуск»), композитор охарактеризовал как «механистическое кислотное путешествие», напомнившее эксперименты психоделической рок-музыки конца 1960-х годов. В заключительном номере сюиты – Port Melancholia («Порт Меланхолия») – царят одиночество и отчужденность, которые столь актуальны в эпоху технического прогресса.