Литературные откровения, написанные «от первого лица», – давно уже не новость в мировом поп-музыкальном бизнесе. Но лишь недавно они стали находить свое реальное воплощение и на российском рынке, в переводном варианте. Только за последние пару лет на стеллажи отечественных книжных магазинов легли воспоминания Эрика Клэптона, Кита Ричардса, Эндрю Ллойда Уэббера, Оззи Осборна, Джонни Роттена, Роджера Долтри и ряда других исполнителей из высшей лиги рок-н-ролла.
Дошла очередь и до сэра Элтона Джона. Это – при всех прочих равных – весьма своеобразное повествование. Прежде всего оно отличается обезоруживающей – порой попросту обескураживающей – откровенностью. Причем речь даже не о пресловутых, набивших оскомину сексуальных предпочтениях мистера Реджинальда Кеннета Дуайта: давайте сразу договоримся, что эту сторону жизни музыканта мы здесь обойдем стороной. Ибо, говоря об артисте такого масштаба, подобные сальные «детали» не имеют никакого значения.
Элтон – просто великий музыкант, традиционно, при любом более или менее авторитетном опросе, проводимом какими бы то ни было СМИ на протяжении последних как минимум сорока лет, входит в топ-5 «самых-самых всех времен и народов». Поэтому каждому мало-мальски интересующемуся популярной музыкальной культурой последних десятилетий человеку откровения «неуклюжего толстячка-очкарика из небольшого английского городка Пиннер» (как Редж Дуайт сам себя на страницах книги называет) будут интересны.
Да, всем давно известно, что любые мемуары исповедальны и честны ровно в той степени, как того желает сам автор. Но при этом создается впечатление, что книга, в оригинале имеющая подзаголовок «Я» (кто встречал в этом мире автобиографию под более лаконичным названием, моментально получает пирожок), возможно, самая честная из всех, вышедших в жанре поп-рок-мемуаристики.
Возможно, по одной элементарной причине. Элтон – из той когорты «неприкасаемых» поп-звезд, которым нечего скрывать – попросту незачем. Он всем и все давно уже доказал (сыграл, спел, сочинил), а уж как там на его словесные излияния отреагирует социум – да какая, в сущности, разница? В свои без малого 73 артисту, выпустившему несколько десятков мультиплатиновых альбомов, неоднократному лауреату всех мыслимых и немыслимых премий, человеку, не выступавшему с супераншлаговыми концертами разве что на Марсе, бояться молвы как-то не к лицу, что ли…
Поэтому музыкант, ничтоже сумняшеся, рассказывает о своей былой чудовищной наркотической и алкогольной зависимости, об экстравагантных привычках и диких нарядах, вводивших порой в ступор первых лиц государств и прочих августейших особ, о скандалах, истериках и прочих безумствах…
Но главное – это, конечно же, музыка. Сэр Элтон, живописно препарируя хитросплетения своей личной жизни, не забывает о своем творчестве. Причем делает это без апломба, без малейшей тени надменности и напускной звездности, весьма самокритично и объективно оценивая пройденный путь в музыкальном бизнесе. Ибо прекрасно отдает себе отчет: без таких, созданных им в соавторстве с поэтом Берни Топином, шедевров, как Goodbye Yellow Brick Road, Daniel, Crocodile Rock, Candle In The Wind, I’m Still Standing, Sacrifice и десятков других, он, в сущности, мало кому был бы интересен.
Поэтому при ознакомлении с автобиографией, возможно, самого эксцентричного поп-идола современности старайтесь отделять мух от плевел: сосредоточьтесь прежде всего на музыкальной составляющей. Она, право же, стоит того.
Я – Элтон Джон. Вечеринка длиной в жизнь : автобиография / [перевод с английского М. Литвиновой]. – Москва : Эксмо, 2019. – 430, [1] с., [16] л. ил. – (Автобиография). – ISBN 978-5-04-106013-8.