Сделайте нам красиво События

Сделайте нам красиво

В Москве завершился III Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова

«Пока ты молод, тебе нелегко, какой бы голос у тебя ни был… Мне самому в свое время очень многое дало участие в конкурсах Ирины Архиповой и Елены Образцовой. Эти великие женщины всю жизнь поддерживали начинающих оперных певцов. Я считаю своим долгом продолжать миссию моих учителей», – эти строки из послания Ильдара Абдразакова участникам его III Международного музыкального фестиваля как нельзя лучше раскрывают сверхценную идею проекта, подчиняющую все «звенья цепи»: мастер-­классы, концерты, оперные спектакли.

Те, кто хоть раз видел, как «лучший бас мира» работает с начинающими певцами, знают о его мудром подходе. С одной стороны, Ильдар напрямую практически не касается технической стороны, оставляя ее на откуп каторжному педагогическому труду, с другой, дает молодым коллегам ценные стилистические советы, после воспринятия которых правильная техника чудесным образом появляется сама собой. Одним словом, ключевая миссия фестиваля – образовательная, ради которой все и затевалось, выполняется худруком на достойном уровне, во благо.

Екатеринбург, Уфа, Казань, Москва – с каждым годом география форума только разрастается! А «обнимала» в нынешнем году все перечисленные города итальянская музыка – она, самая удобная и полезная для пения, давно и по праву стала «международной». Поэтому логичным завершением фестиваля стал большой концерт «Верди-гала» на сцене Большого зала Московской консерватории.

Раз финал, должно быть все красиво! На эту цель сработали шикарные платья Вероники Джиоевой, харизматичные мужские выходы, томные импровизированные мизансцены, знаменитые арии, звучавшие то ли победоносно, то ли просто громко и напористо. Чем не праздник? Уже не первый сборный концерт тех, кому без разбора сейчас присваивают звездные статусы, заставляет задуматься: а что не так с форматом сборного концерта, рассыпающимся у нас на глазах? Качество вокала и музицирования может быть разным – все живые люди. Но есть совершенно неочевидные и даже необъяснимые «проколы».

Оркестр. Музыканты из ямы «Новой Оперы» умеют неплохо чувствовать певца, способны следовать за дирижером, группы сыгранны, и в результате получается неплохое звучание. На этот раз за пульт пригласили дирижера Михаила Татарникова. Маэстро по востребованности не стабильный, ­когда-то он был главным дирижером Михайловского театра, имел ангажементы на Западе. Раньше имя его звучало погромче, чем сегодня. Из последних с ним связанных событий в памяти только парижская «Снегурочка» в сотрудничестве с Дмитрием Черняковым. Что касается «Верди-гала»: когда певец визуально показывает на сцене свою взволнованность дирижерским энтузиазмом – самый страшный вариант развития событий из возможных.

Примадонна. Главной «приманкой» организаторы собирались сделать, как сказано в буклете, «суперзвезду мировой оперной сцены» Соню Йончеву, но молодая «супермать» приехать не смогла по семейным обстоятельствам, в последний момент ее героически заменила Вероника Джиоева. Стоит ли жалеть о несостоявшемся свидании с болгарской дивой? Смотря что вы ожидали от того вечера: если светского события, то пафосность, конечно, чуть померкла, если музыкального откровения – то Йончева на недавнем сольном концерте в Зале Чайковского была явно не в форме, слушать ее вновь не очень хотелось. Не все получилось и у Джиоевой. Ее голос от природы наделен всеми качествами, необходимыми певице большого калибра, но в последние годы прогрессируют вокальные проблемы: если ее фирменный нижний регистр пока еще звучит внятно, то верха стали резковатыми, слишком «открытыми». По темпераменту и стилю певице удалась ария Леоноры из «Трубадура».

Звездный состав. Единственный, кто заслуживает любых самых громких эпитетов и звучал лучшим образом, – сам Ильдар Абдразаков. Почти все первое отделение вечера выстроили вокруг оперы «Аттила», которую Ильдар в прошлом году сам поставил в Башкирии, впервые попробовав себя в качестве режиссера. Опыт чувствовался: и вообще всегда и у всех слышно, поет ли певец с театральным мышлением или существует вне жанра. Кроме того, Ильдару ­каким-то образом удавалось противостоять дирижеру. Например, тенор Лучано Ганчи таких навыков не имеет, и поэтому «провалился» почти каждый номер, а в стретте Манрико его попросту не было слышно. И здесь большая дилемма, кому же приписать успех поражения? Баритон Клаудио Сгура оставил о себе самые тусклые воспоминания: невзрачный тембр, излишнее форсирование, отсутствие интерпретаторской мысли.

Но главная беда и тут в другом. Когда солисты сначала брались петь дуэты, а потом и ансамбли из опер, ничего не получалось по простым причинам: голоса по природе своей плохо сочетаются, нет «спетости», все выглядит халтурой. Да, выбор тех, кто должен стоять с тобой на одной фестивальной сцене, – сложный, нужно всех пропускать через «дружеское» сито. У нас есть похожий пример, о котором редко говорят: Владимир Юровский часто удивляет кастингом солистов, перевоплощаясь в такие моменты из выдающегося музыканта и профессионала в хорошего человека и друга.

Кроме того, концерт решили «украсить» двумя юными вокалистами, прошедшими мастер-­классы фестиваля. Инна Деменкова и Елизавета Менчук с ариями Эльвиры из «Дон Жуана» попросту потерялись в общем контексте: у самих «звезд» не все гладко, а девушки еще вовсе не готовы представить вокальное прочтение, достойное обсуждения, несмотря на то что одна из них уже в «Большой опере» по телевизору выступала.

Формат. Вернемся к сути вопроса. Все перечисленные проблемы и обстоятельства были во все времена, поскольку идеал недостижим. Что же разрушает формат, что делает нынешние концерты грустной «пародией» на советские вечера в Колонном зале Дома Союзов? Поскольку «Верди-гала» уже спровоцировал нас поднять темы, о которых обычно предпочитают молчать, настало время обсудить еще один вопрос. В середине прошлого века Анна Чехова выходила на сцену БЗК, без всяких микрофонов говорила: «Чайковский. Шестая симфония», и этого было вполне достаточно. Что, собственно, не исключало ее просветительскую деятельность в других форматах и выступления на телевидении.

Теперь «все смешалось в доме Облонских». Юлиан Макаров, автор прекрасной и нужной телепередачи «Главная роль», в амплуа конферансье ­зачем-то «снизил» планку, пустив в ход «остроумные» эпитеты и неуместные шутки. Казалось бы, музыке ничего не может помешать, но именно такой «развлекательный элемент» в виде странных реплик ведущего или непродуманное соседство голосов на одной сцене способны затмить все хорошее. Может быть, пора вернуть чистоту жанра и адекватность формата?

Участники «Верди-гала»