После инаугурации органа в концертном зале «Зарядье» Ирина Шымчак (ИШ) попросила генерального директора Ольгу Жукову (ОЖ) прокомментировать событие.
ОЖ Идея возникла еще до открытия зала «Зарядья», и орган сразу же проектировался под новое пространство. Это редкость. Обычно бывает наоборот: есть помещение, куда надо вписать инструмент, и органостроители подстраиваются под уже существующие условия. Здесь изначально было сделано правильно: орган задумывался под архитектуру зала, под конкретный проект. Он строился достаточно большой срок – прошло практически пять лет от проекта до сборки, интонировки и первого звука.
ИШ Почему выбрали такой формат инаугурации?
ОЖ Во всем мире проводятся органные инаугурационные концерты, где показывается мощь органа, его сильные стороны. Но это – просто концерт, в нашем случае зал на 1600 мест. И я подумала, что событие такого уровня происходит раз в 150-200 лет, и обязательно нужно, чтобы его увидело большее количество людей. Нам хотелось «предъявить орган городу», чтобы горожане пришли, послушали, восхитились инструментом. Так был придуман формат на 24 часа. Сейчас мы можем подвести итоги: за эти сутки через зал «Зарядье» прошло порядка 20 тысяч людей. Это, поверьте, очень большое количество.
ИШ Сколько сотрудников «Зарядья» участвовало в организации и проведении этого грандиозного события? И как они выдержали круглосуточную нагрузку?
ОЖ Во-первых, работала вся команда «Зарядья». Во-вторых, с нами была прекрасная швейцарско-итальянская команда Сompagnia Finzi Pasca под руководством знаменитого режиссера Даниэле Финци-Паска. И нам помогали волонтеры.
ИШ Вы их специально приглашали?
ОЖ Все так называемые гиды, которые водили группы сначала в зону пролога, потом в зону эпилога и далее по всему лабиринту – москвичи-волонтеры, не профессиональные гиды-экскурсоводы. Среди них были студенты музыкальных и творческих вузов – и Гнесинки, и Московской консерватории, и ГИТИСа, и Школы-студии МХАТ, и даже из Центра «Мосволонтер». Совершенно разные люди, которым понравилась сама идея. Они учили тексты, многие из них ничего не понимали, ничего не знали про орган, но настолько были поражены нашей идеей, что прониклись и постарались это сделать. У кого-то получилось лучше, у кого-то – хуже, но это же человеческий фактор. Конечно, среди них не все – музыканты, но сам факт того, что это – обычные люди, такие же, как те, которые пришли на инаугурацию, мне кажется, важен. Они с этого и начинали разговор со зрителями: «Да, я такой же, как и вы, и я хочу вам рассказать свое ощущение». Конечно, на профессиональные вопросы волонтеры не всегда могли ответить, но те, кто любит слушать орган и знает его, еще раз придут в зал, послушают, спросят, прочитают.
ИШ Мне кажется, важно, что они почувствовали свою причастность к этому грандиозному событию.
ОЖ Верно, именно – сопричастность. Я очень переживала, когда продумывала сценарий, ведь, с одной стороны, побыть 10-15 минут в зале – совсем немного, а с другой стороны – как раз столько, сколько и надо, чтобы в первый раз почувствовать, проникнуться. А те, кому это действительно важно и интересно, придут потом на наши органные концерты.
ИШ Как эти органные концерты будут интегрированы в репертуарную политику «Зарядья»?
ОЖ Они уже интегрированы! В ближайшее время 9 марта будет первый концерт, дальше – 24 марта. На волне нашей инаугурации на них билеты уже все проданы.Но до конца этого сезона – еще несколько концертов, билеты на них пока можно успеть купить.
ИШ Какими будут эти концерты, в каком формате?
ОЖ Абсолютно разные. 9 марта к нам приедет органист и дирижер Уэйн Маршалл и выступит вместе с Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова и Академическим камерным хором под управлением В. Минина. А будут и сольные вечера. 24 марта свою сольную программу представит прекрасный титульный органист Кельнского собора Винфрид Бёниг. Конечно, будут звучать и произведения, в партитуре которых есть органная партия.
ИШ К кому из органистов у Вас сердце лежит? И кому отдадите приоритет при составлении программ?
ОЖ Кстати, об этом мы сразу после инаугурации и говорили с коллегами. Мы никак не могли разойтись, обсуждали каждого, и я задавала именно этот вопрос (смеется). Не «кто понравился», а именно – «к кому сердце лежит?». Мы сильно разошлись во мнениях. Видимо, повлияло то, что все играли разные произведения. Представляете, 24 органиста! Надо понимать, что за эти сутки мы «обезглавили», наверно, лучшие соборы и концертные залы мира – все приехали к нам. Получился мини органный фестиваль (смеется). Вся органная элита собралась в Москве, и они играли на нашем органе в «Зарядье». Я заметила, что и артисты были счастливы встретить друг друга. Это высокопрофессиональные музыканты, хотя, конечно, органисты не так известны, как некоторые дирижеры, пианисты, или режиссеры. Их фамилии не столь часто звучат, но то, что они делают, наверно, знают все. Каждый из этих музыкантов, выступавших на инаугурации, имеет право на свой сольный концерт.
ИШ Как они репетировали и готовились к марафону? Каждый же должен был привыкнуть и изучить инструмент?
ОЖ Они заранее приехали, кто когда смог. Российские органисты имели шанс приезжать, репетировать и уезжать, потом опять приезжать. Орган – очень серьезный инструмент. Нельзя прийти, отрепетировать разок и выступить. Нет-нет. Они приезжали за несколько дней, и у каждого было по несколько репетиций, прогон часовой программы, потому что у каждого была своя индивидуальная программа. За сутки было сыграно 125 произведений, и ни одно ни разу не повторилось.
ИШ Вы ведь подали заявку в Книгу рекордов Гиннеса. Как это происходило? Как событие фиксировалось?
ОЖ К нам приехали наблюдатели, и с вечера 28 февраля все были на местах. Наблюдатели менялись, конечно, и фиксировали: каждое действие снималось на камеры, все 24 часа. У нас была подана заявка на рекорд России и рекорд Европы: орган «Зарядья» звучал 24 часа без перерыва. Эти данные были внесены в документы и поданы в Книгу рекордов Гиннеса России и Европы. Штаб-квартира находится в Лондоне, и там на основе этих данных принимается решение. Есть еще такое обязательное условие, что среди наблюдателей должны быть профессионалы из этой творческой среды. У нас в этот день побывали Дмитрий Александрович Бертман, Владимир Георгиевич Урин. Они сделали записи, что были свидетелями и понимают значимость события.
ИШ Почему для организации инаугурации выбрали именно Даниэле Финци-Паска?
ОЖ Когда я стала размышлять над выбором режиссера-постановщика, в голову пришло много фамилий. С Даниэле я знакома давно, в свое время Валерий Иванович Шадрин привез на Чеховский фестиваль его спектакль «Донка». И уже тогда я (а это было лет 10 назад) запомнила его, а на спектакль ходила раза три, а может, и больше… Меня эта работа просто поразила. Это действительно большой режиссер. А потом мы встретились в Сочи, я уже знала, что Даниэле много ставит для Цирка дю Солей, был режиссером закрытия Олимпийский игр в Турине, и его пригласил Константин Эрнст на постановку закрытия Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. И вот там мы с ним столкнулись, и я увидела то чудо, которое он делал. Когда мы встретились в Москве, я стала объяснять, что хочу увидеть, а он ответил, что никогда раньше этого не делал… И мы стали размышлять, а что же такое – орган. Сейчас, по прошествии времени, я уже понимаю, что никто не смог бы сделать так, как это сделал Даниэле. Он настолько солнечный человек! Он – теплый, излучающий энергию созидания, а его швейцарско-итальянская команда – потрясающие люди, настоящие художники. Атмосфера была невероятной. Они приехали за неделю, началась монтировка всего, что должно было быть в зале. Все наши службы, конечно, им помогали. Работала бригада человек 30. Даниэле возглавлял этот процесс, и сам очень переживал.
На самом деле никто не ожидал такого эффекта! Даже сейчас, когда уже прошло какое-то время, мы чувствуем ошеломление от масштаба явления, свидетелями которого стали. Не ожидали, что будет такая реакция, что, оказывается, существование органа в этом месте в самом сердце «Зарядья» так важно для москвичей, что орган воздействует на огромную массу людей, даже тех, кто далек от классической музыки. А вот послушать орган они приходят. Я смотрела на публику – было много молодежи, особенно в ночные часа (для них это стало настоящим ночным приключением). Конечно, было много наших постоянных зрителей, которые за два сезона пришли к нам, но были и новые, и все выходили из зала в полном восторге. Оказалось, это было важно для Москвы – открыть орган для всех.
ИШ Одним из мощнейших инструментов воздействия на зрителей наравне со звуком стал свет. Получилась светомузыка…
ОЖ Это не светомузыка. Это была связь света и звука. Ведь что такое орган? На этом мы тогда с Даниэле и сошлись. Нашу идею вкратце можно описать так: орган, свет, воздух, музыка и трубы. На этом была построена вся история инаугурации и показа. И здесь была прямая зависимость интенсивности и фактуры света с тем, что играл органист. Специальные датчики «ловили» музыку и в зависимости от того, что это было, «настраивали» цвет и яркость световых потоков. Если это был, к примеру, «Полет валькирий» Вагнера, то свет взлетал в воздух красным пламенем, а если звучал «Лунный свет» Дебюсси, то возникало точечное мерцание нежно-голубого, зеленоватого оттенка, и это все как будто тебя обволакивало… Как раз в этом и заключалась концепция художников-постановщиков. Свет менялся в зависимости от того, что игралось. Прекрасный органист из Белгородской филармонии Тимур Халиуллин исполнял музыку из «Гарри Поттера». Это такая сказочная музыка! И звучала она так, что мне представилось, будто я нахожусь сейчас в замке в Хогвартсе. На этом наша идея церемонии инаугурации и была построена. Свет дополнял музыку, которая звучала.
ИШ Каков все же алгоритм соотношения звука и света? В соцсетях выкладывали протяженные куски видео исполнений, и там было ясно видно, что высотность звука и его громкость не влияли на яркость лампочек и цвет инсталляции.
ОЖ Нет, почему, влияли, это же все взаимосвязано. Понятно, что я не все 24 часа сидела в зале, но то, что я видела – могу смело утверждать, что влияние света на звук было абсолютным. Свет реагировал на звук, на то, что происходило. Это все – стихии. Но у каждого свое ощущение.
ИШ Да, инаугурация осталась в памяти, как фантастически прекрасная картина. А как будет выглядеть зал на обычных органных концертах и как будет сидеть органист? Ведь у органа две консоли…
ОЖ В зависимости от пожеланий органиста, дирижера, и, если будет нужно, режиссера-постановщика концерта. Понятно, что, когда проводится концерт с органной музыкой, с симфоническим оркестром, с хором, будет использована стационарная консоль, которая находится под органом, потому что мобильную даже поставить будет некуда. Для сольного концерта органиста консоль будет располагаться в центре сцены.
ИШ А свет?
ОЖ У нас есть идеи, мы еще удивим (смеется). Причем, это будет только на органных концертах. Об этом мы позднее расскажем отдельно, не хочу сразу выдавать всех секретов. Пока могу сказать, что со светом на органных концертах у нас тоже будет отдельная история.
ИШ Как часто будут проводиться концерты с участием органа?
ОЖ Пока – раза два-три в месяц. А планы на будущее у нас серьезные. Хотим организовать свой органный фестиваль. Договариваемся с Верой Таривердиевой, которая более 20 лет проводит органный конкурс, чтобы финал и гала-концерт лауреатов делать в Москве (все туры пройдут в Калининграде, а большой гала делать в нашем зале). Москва есть Москва – это значит, что большее количество людей сможет услышать лучших органистов.
ИШ Орган – сердце «Зарядья», как король или царь. Королю положено иметь имя. Уже придумали?
ОЖ Идеи есть, пока не скажу, но мы уже к одному склоняемся. Как только выберем, официально объявим. Я разговаривала со многими органистами, спрашивала, тестировала, удобно ли называть орган по имени. Они сказали, что только так и должно быть, потому что орган – это живое существо. Орган очень чутко реагирует, когда его ругают за что-то. Говорят, он потом на концерте может такие потусторонние звуки выдать, что органист испугается! Он мстит тому человеку, который его обижает. Нет, орган – добрый! Но с ним надо как с живым разговаривать. Конечно, любому приятно, когда к нему обращаются по имени. Мне кажется, он это чувствует. Та музыка, те звуки, которые извлекаются из органа – это же звуки божьи. Я вообще думаю, что органостроители, создавая такие инструменты, работают вместе с Богом. Мне кажется, Бог точно участвовал во всем этом. И участвует каждый раз, и когда создают инструмент, и когда играет органист.
ИШ Мне почему-то кажется, что ему подойдет имя «Иоганн».
ОЖ То есть вы считаете, что он – мужчина? Воспринимаете не как женщину?
ИШ Нет.
ОЖ Это тот самый ключевой момент. Мужчина или женщина. Как люди воспринимают по звучанию (улыбается).
ИШ А как Вы воспринимаете?
ОЖ А я – как женщину. Глобально. По звучанию, по тому, что происходит с ним. Ну конечно, орган – это «он», казалось бы. Это же лежит на поверхности. Но я его воспринимаю как женщину. По звучанию.
ИШ Кстати, как акустика «Зарядья» легла под орган?
ОЖ В зависимости от того, что играется. Но сразу могу сказать, что Бах в соборе звучит совсем по-другому. Здесь другие обертона, музыка получается летящей. В храмах, хотя там есть огромные пространства, например, в храме Святого Петра в Ватикане, или Домском соборе, звук иной. Там каменные стены, а у нас мягкие сорта дерева. И по-другому это работает.
ИШ Какие мероприятия, связанные с органом, планируются на следующий сезон? О фестивале Вы уже сказали, а будут ли лекции, мастер-классы, экскурсии? Будете ли что-то для детей делать?
ОЖ Обязательно. Экскурсии у нас уже есть, технологические, обзорные, сейчас к ним добавятся органные. Будут формироваться небольшие группы, потому что сам органный домик, как мы его называем, вмещает всего лишь 5-7 человек. Мы обязательно будем водить экскурсантов во внутреннее пространство органа. И, конечно, для деток тоже готовим отдельные мероприятия. Я уверена, что детям полезно и нужно слушать орган. На инаугурацию многие приходили с детьми (для тех, кто с детьми, у нас был бесплатный проход), и детки были в восторге.
ИШ Как Лада Лабзина стала хранителем органа?
ОЖ В свое время мне надо было сделать выбор – создавать органную службу. И, пока строился орган, я присматривалась ко многим органистам, органным мастерам. И выбрала самую достойную. Ради нашего органа Лада совершила, на мой взгляд, подвиг – она приехала с семьей из Казани, где жила и работала, и фактически создает новую страницу своей жизни. Хотя уже достигла многого: Лада Лабзина – заслуженная артистка Республики Татарстан, концертирующий органист, невероятный музыкант и прекрасный человек.
ИШ Она одна будет за органом смотреть?
ОЖ Нет-нет, у нас уже есть органная служба. В нее входят замечательные органные мастера Игнат Изотов и Андрей Шаталов. Лада – главный органист, хранитель органа. А ребята – органные мастера, они прошли обучение и сертификацию в компании Mühleisen, которая строила нам орган, и готовы, если возникнет необходимость, что-то сделать без приезда наших французских коллег.
ИШ Как Вы себя чувствуете после того, как прошло это грандиозное событие?
ОЖ До сих пор не могу поверить в то, что мы это сделали. Я невероятно счастлива и уже подумываю, а не повторить ли нам через какое-то время что-нибудь этакое? И правда, такой душевной отдачи от людей я не видела давно! У нас ведь много чудесных концертов идет, но в те сутки это был сплошной массовый восторг! Я ходила по залу, меня останавливал каждый третий и говорил: «Мы вас видели по телевизору, пожалуйста, распишитесь в буклете! Спасибо вам!». Эта благодарность в глазах людей многого стоит. И я подумала, что мы сделали историческое событие. Внесли запись в летопись Москвы.