Не плачь по мне, бандонеон! События

Не плачь по мне, бандонеон!

Музыка аргентинских композиторов прозвучала в Большом зале консерватории

Этот концерт можно назвать своеобразным музыкальным путешествием по Аргентине. Если с таким ярким представителем культуры южноамериканского континента, как танго, знакомы все, то аргентинских композиторов и традиционную музыку жителей Анд знают только редкие меломаны.

Иногда в симфонических концертах можно слышать музыку Альберто Хинастеры, а с творчеством Ариэля Рамиреса мы познакомились благодаря передаче «В мире животных». Именно он – автор мелодии этой знаменитой заставки (для которой использована тема второй части его Рождественской кантаты), но известной она стала в популярной аранжировке Поля Мориа. Чаще музыку латиноамериканских композиторов, в частности, аргентинских, используют в концертах, как вишенку на торте, в качестве украшения, но никак не в роли смыслового ядра. В этот вечер московской публике повезло, она в полной мере могла насладиться музыкальным миром Аргентины.

Главными героями стали замечательные музыканты – ансамбль аргентинской фольклорной музыки «Del Barrio» и Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьёва. Этот российский коллектив известен столичным меломанам частыми и  успешными исполнениями музыки современных композиторов.

Гости же из Аргентины казались «темной лошадкой». В чем и интрига. Можно сказать, что предполагалась встреча академизма и фольклора. И судя по блистательному результату этой встречи – бурные овации и одобрение строгой консерваторской публики – диалог двух миров оказался весьма плодотворным.

Коллектив «Del Barrio», состоящий в основном из итальянцев, был создан еще в 2001 году. Костяк группы – это мультиинструменталист Иларио Баджини, играющий фактически на всех возможных этнических духовых и струнных щипковых инструментах, пианист и автор аранжировок Андрес Лангер, уникальный перкуссионист Марко Дзанотти. На московском концерте к ним присоединились рыжеволосая красавица-виолончелистка Чечилия Бьонди и виртуоз бандонеона Херардо Аньезе.

Основной целью «Del Barrio» стала популяризация аргентинского фольклора и танго, переосмысленных в оригинальном стиле, что артисты прекрасно доказали на сцене БЗК. «Del Barrio» продемонстрировали достоинства и всю красоту тембров народных южноамериканских инструментов. Среди них: маленькие «гитары» чаранго и ронроко, своим звуком иногда чуть напоминающие русскую балалайку; гигантский, похожий на альпийский рог, извергающий почти инфразвуки, эрке; продольная флейта кена и ее вариант кенча, которая, благодаря своему необычному звуку с легкой чувственной хрипотцой часто используется в голливудских фильмах, как некий звуковой символ всего латиноамериканского; легендарная флейта Пана и его подвид сикус; множество разнообразных перкуссий – перуанский кахон, бомбо, калабас и так далее. Казалось бы, программа должна была быть истинно фольклорной. Но с помощью этих экзотических инструментов и традиционных жанров музыканты сыграли авторскую музыку А. Рамиреса, А. Пьяццоллы, Х. Торреса, И. Баджини. Причем все это случилось в середине концерта. Публика, увидев в программке «Oblivion» и «Смерть ангела» Пьяццоллы, готовилась услышать страстное соло бандонеона, но вместо этого прозвучала слегка сиплая флейта Пана. Жанр танго был несколько переосмыслен итало-аргентинским ансамблем в каком-то новом ракурсе, наверно, в сторону бóльшей нежности. Такие трактовки танго, надо сказать, главная фишка коллектива «Del Barrio». Можно спорить о художественном качестве подобной танго-интерпретации, но у себя на родине и за рубежом группа очень востребована как участник традиционных милонг.

Но не Пьяццоллой единым жива музыка Аргентины. Одним из популярных композиторов у них является Ариэль Рамирес, прекрасный мелодист и собиратель фольклора, так же прославившийся двумя своими произведениями – «Креольской мессой» («Misa Criolla») и уже упомянутой кантатой «Рождество Господне» («Nuestra Navidad»). Некогда их исполняли звезды оперы Хосе Каррерас и Хосе Кура, «голос Латинской Америки» Мерседес Соса и многие другие. Доступность музыкального языка позволяет отнести эти шедевры больше к популярной музыке, чем к академической, хотя Рамирес такой задачи перед собой и не ставил. «Misa Criolla», наряду с «Nuestra Navidad», состоит из набора пьес для солистов, хора и оркестра, в которых Ариэль Рамирес использовал богослужебные тексты, адаптированные Феликсом Луной. Работа была вдохновлена историей двух немецких сестер-монахинь, Элизабет и Регины Брюкнер, которые во время нацистского режима, рискуя жизнью, помогали узником концлагерей.«Misa Criolla» была закончена в 1964 году, а в 1965 году записан альбом в сотрудничестве с легендарной фольк-группой «Los fronterizos». Это исполнение и по сей день считается образцовым. Но как создать гармонию звучания академического хора и ансамбля народных инструментов? «Del Barrio» и Камерному хору консерватории это блестяще удалось. Они будто постигли высший смысл «Креольской мессы» – перед Богом мы все равны и едины, вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания. «¡Señor, ten piedad de nosotros!» («Господи! Помилуй нас!») – восклицает солист под аккомпанемент только традиционного барабана бомбо. Хор единогласно вторит ему. Эта пронзительная простота хоровой фактуры с первых нот очаровывает слушателя и не отпускает до самого конца. Во втором отделении прозвучало «Рождество Господне»: та же стилистика, но просветленное настроение главного католического праздника уже не покидало нас. Улыбались не только зрители, но и артисты хора. Диву даешься, как молодые русскоговорящие ребята с удивительной легкостью справляются с таким сложным для пения испанским языком. Их многоголосье сливается в один монолитный и ясный тембр чего-то просветленного, возвышенного, даже райского. Высококлассное владение таким нестандартным хоровым материалом, на первый взгляд кажущимся простым, еще раз доказывает, на каком высоком профессиональном уровне находится Камерный хор Московской консерватории. Ведь самое сложное – это исполнить простое! Молодой художественный руководитель и талантливый дирижер Александр Соловьёв смог не просто добиться от своего коллектива чистоты и красоты тона, гармоничной полнозвучности, но и тонко проработал с ними стилистику произведений. Шлягерные мелодии всегда имеют тенденцию звучать безвкусно, и только мастера могут справиться с этой неординарной задачей.